|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Следуя курсом интеграции
|
|
|
Энергетическая политика Казахстана в контексте формирования единого экономического пространства государств — членов Евразийского экономического сообщества.
|
|
|
Алмасадам САТКАЛИЕВ, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан
|
|
|
Республика Казахстан, с позиций устоявшихся исторических и экономических связей,
всегда выступала и выступает за развитие интеграционных процессов в энергетике.
Политика республики строится на принципах открытости, создания условий для
расширения сотрудничества государств — участников ЕврАзЭС в энергетической
сфере, максимально эффективного использования энергетического потенциала для
дальнейшего устойчивого межгосударственного экономического сближения, в том
числе содействия росту потенциала торгово-экономических контактов и реализации
совместных инициатив и проектов.
Энергетическая интеграция в регионе сегодня весьма актуальна, а обдуманный,
взвешенный подход к этому процессу позволит максимально реализовать
энергетический потенциал всех стран — участниц ЕврАзЭС. Казахстан в своей
энергетической политике исходит из национальных интересов с учетом
геополитических реалий, расставляя акценты на межрегиональном сотрудничестве.
Топливно-энергетический комплекс Казахстана — основа обеспечения
жизнедеятельности всех сфер экономики и населения страны. Он формирует
значительную часть бюджетных доходов и значительную долю валютных поступлений,
играет важную роль в объединении экономик регионов республики в единый
национальный рынок. ТЭК Казахстана представлен всеми основными видами
топливно-энергетических ресурсов в достаточно больших запасах: нефтью, газом,
углем, ураном, гидроэнергетическими и возобновляемыми энергетическими
ресурсами. Минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы и впредь будут
оставаться основой экономического развития страны. Поэтому ТЭК Казахстана
традиционно является приоритетной сферой экономики республики, на долю которого
приходится более двух пятых объемов промышленного производства.
Топливно-энергетический комплекс включает электроэнергетику, угольную,
нефтегазодобывающую, нефтеперерабатывающую, нефтехимическую и атомную
промышленность.
Сотрудничество в области транспортировки углеводородов рассматривается в
аспекте повышенного внимания ввиду чрезвычайной стратегической и политической
важности вопроса.
Казахстан всегда подчеркивал, что приоритетным направлением политики
транспортировки нефти и газа является обеспечение ее многовекторности, что
позволит максимально использовать транзитный потенциал страны, повышать
экономическую привлекательность новых совместных проектов.
Также стратегически важным направлением транспортировки углеводородов являются
поставки топлива Российской Федерации, а также транзитом через территорию РФ с
выходом на страны европейской части материка.
Примеров эффективного и взаимовыгодного сотрудничества Республики Казахстан и
Российской Федерации в области транспортировки углеводородного сырья можно
привести немало. Вот некоторые из них.
Нефтепровод Атырау — Самара является одним из основных экспортных нефтепроводов
для поставки казахстанской нефти через систему нефтепроводов стран СНГ на
терминалы Черного и Балтийского морей, а также рынки стран Европы.
Нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) протяженностью 1580 км
соединяет казахстанское нефтяное месторождение Тенгиз и нефтяной терминал на
российском побережье Черного моря вблизи порта Новороссийск. Магистральный
газопровод Средняя Азия — Центр (МГ САЦ) является оптимальным маршрутом для
международной транспортировки по территории Казахстана туркменского и узбекского
природного газа в Россию и далее в Европу. Составные части этой системы — МГ
Окарем — Бейнеу и МГ Макат — Северный Кавказ.
Прикаспийский газопровод. Проект предполагает строительство нового
магистрального газопровода, в том числе на территории Республики Казахстан, с
пропускной способностью 30 млрд м3 в год вдоль побережья Каспийского моря.
Сотрудничество государств — членов ЕврАзЭС в области электроэнергетики
осуществляется в рамках единой электроэнергетической системы, соединяющей
практически все страны бывшего СССР.
Единая электроэнергетическая система (ЕЭС) Казахстана — это
высокоавтоматизированный комплекс электростанций и электрических сетей,
объединенных общим режимом работы, единым централизованным
оперативно-диспетчерским и противоаварийным управлением, единой системой
планирования развития, технической политикой, нормативно-технологическим и
правовым регулированием.
ЕЭС РК работает в параллельном режиме с ЕЭС Российской Федерации и Объединенной
энергосистемой (ОЭС) Центральной Азии. Это способствует устойчивой работе
энергосистемы республики, регулированию пиковой нагрузки и взаимообмену
электроэнергией. В Казахстане разработана комплексная программа развития
энергетической отрасли, предполагается строительство новых генерирующих
объектов, сетевых проектов, реализация программы энергосбережения и развития
возобновляемых источников энергии, создание основ атомной энергетики.
В «Программе развития Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан
на период до 2010 года с перспективой до 2015 года и Стратегии развития отраслей
топливно-энергетического комплекса до 2015 года» на основе анализа положения в
электроэнергетической отрасли, прогноза электропотребления и теплопотребления
предложена программа действий по развитию всех звеньев ЕЭС для устойчивого
обеспечения населения и экономики страны электроэнергией и теплом.
В 2006 г. Программа была скорректирована с учетом высоких темпов прогнозируемого
роста электропотребления и нагрузок в соответствии с предполагаемыми темпами
роста потребления электроэнергии. Кроме того, определены проблемы отрасли,
рассмотрено состояние энергетических предприятий, возможные объемы и сроки
строительства новых энергетических объектов.
Основу электроэнергетики Казахстана составляют угольные электростанции, на
которых вырабатывается более 80% энергии. В обозримой перспективе уголь
по-прежнему будет играть значительную роль в энергетике, причем ряд проблем его
эффективного использования потребуется решать уже в ближайшем будущем.
Казахстан всегда следовал курсом экономической интеграции, делая основной акцент
на вопросах межгосударственного и межрегионального сотрудничества, такого,
например, как сотрудничество стран в рамках Евразийского экономического
сообщества. В рамках регионального сотрудничества, а также в целях обеспечения
сбалансированности спрос а и предложения на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов государств — членов ЕврАзЭС, расширения взаимовыгодных
межгосударственных поставок этих ресурсов 27 сентября 2005 года в Душанбе
подписано Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса
государств — членов ЕврАзЭС.
Приоритетной задачей регионального сотрудничества является формирование общего
электроэнергетического рынка, предполагающего полное покрытие потребности
государств ЕврАзЭС в дешевой электроэнергии, обеспечение благоприятных условий
для ее экспорта в третьи страны.
Республика Казахстан также выступает за создание единой энергетической системы
как в региональном масштабе, так и в рамках отдельных инициатив. Учитывая
важность создания единого энергетического рынка в регионе, Президентом
Республики Казахстан Н. Назарбаевым в ходе саммита глав государств ШОС (15 июня
2006 года, Шанхай) была выдвинута инициатива по изучению вопроса о разработке в
рамках ШОС Азиатской энергетической стратегии.
На недавней встрече министров ТЭК стран — членов ШОС Казахстан еще раз
подтвердил свой курс на поддержку интеграционных процессов в регионе, представив
разработанный Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК проект Азиатской энергетической стратегии, которая должна стать своеобразной концепцией
энергетического развития региона. В условиях, которые диктует нам время,
государства не должны оставаться в стороне от мировых интеграционных процессов,
напротив, сейчас как никогда необходимо создать единое экономическое,
энергетическое, правовое пространство для того, чтобы обеспечить более
эффективное взаимодействие государств, в то м числе в рамках ЕврАзЭС.
|
|
|
|
|
|
|
|