Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Главная задача — обеспечение энергетической безопасности

 
   

Развитие ТЭК является важным направлением деятельности законодательной и исполнительной власти, производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов в обеспечении конкурентоспособности белорусской продукции на мировых рынках.

 

 
 

Михаил МИХАДЮК,
заместитель министра энергетики Республики Беларусь,
председатель Совета по энергетической политике при ИК ЕврАзЭС

 
 
Топливно-энергетический комплекс республики включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии.

В настоящее время потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в республике составляет 39 млн т условного топлива (т у. т.), из которых собственные ресурсы — около 16%. Недостающие энергоресурсы (природный газ, нефть, уголь) импортируются из России. В структуре потребления ТЭР очень велика доля одного энергоресурса — природного газа (в 2006 г. — более 61%). Это обусловлено прежде всего экономическими и экологическими показателями использования природного газа, что очень актуально для страны, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС.

В результате последовательных действий в области энергосбережения, предпринятых правительством, органами государственного и местного управления, темпы потребления энергоресурсов были существенно ниже темпов роста ВВП и производства продукции, однако энергоемкость ВВП все еще очень велика и в 2,5—3 раза превышает этот показатель в странах Западной Европы.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛЕЙ ТЭК

Нефть. В последние годы добыча нефти составляет около 1,8 млн.т., попутного газа — 250 млн м3 в год. Действуют два нефтеперерабатывающих завода — «Мозырьский» и «Нафтан» общей мощностью 22 млн т в год. Сырье поступает из России и Республики Беларусь.

Белорусские предприятия по транспорт у нефти — НРУПТН «Дружба» и РУП «Гомельтранснефть «Дружба» — доставляют российскую и казахстанскую нефть на белорусские НПЗ, а также в Украину, Венгрию, Словакию, Польшу, Германию. В общей сложности по территории страны идет транзит более 30% от общего объема экспорта российской нефти. Проведенные реконструкция и техническое переоснащение позволяют обеспечить безаварийную прокачку нефти. Технические возможности по транзиту нефти составляют 104 млн т в год и полностью используются.

Природный газ. Республика имеет развитую газотранспортную систему проектной производительностью 51 млрд м3 в год, общей протяженностью магистральных газопроводов и газопроводов-отводов 7162 км. Магистральные газопроводы Торжок — Минск — Ивацевичи — Долина (диаметром 1200 мм и давлением 5,4 МПа) и Торжок — Долина (диаметром 1400 мм и давлением 7,4 МПа) были построены для поставки газа в республику и передачи российского газа на западную границу Украины и далее в европейские государства. Кроме этого, действует российский магистральный газопровод Ямал — Европа производительностью 33 млрд м3 в год, обеспечивающий поставки газа в страны Западной Европы.

В 2006 г. республика импортировала 20,8 млрд м3 российского газа. 31 декабря 2006 г. между Белтрансгазом и Газпромом был заключен долгосрочный контракт на поставку природного газа для потребителей республики в 2007—2011 гг. в объемах от 21,8 до 22,1 млрд м3 в год. Импорт природного газа позволяет обеспечить энергоснабжение населения и экономики, производство ряда важных видов продукции, повысить эффективность работы топливопотребляющего оборудования, существенно улучшить экологическую ситуацию.

Через нашу страну осуществляется транзит около 25% от общего объема российского газа, поставляемого в Украину, Польшу, Литву и Германию. Объемы транзита постоянно возрастают. Так, в 2006 г. общий объем транспортировки по сравнению с 2000 г. увеличился в 1,73 раза (на 19,6 млрд м3). Контракт предусматривает дальнейшее увеличение объема транзита через территорию государства. Многолетний положительный опыт по обеспечению транзитных поставок доказал, что белорусская газотранспортная система является надежным звеном в транспортной системе поставок газа. Более того, есть возможность дополнительной передачи 15 млрд кубометров.

Действуют два подземных хранилища газа (ПХГ) общей мощностью 660 млн м3 активного газа, регулирующих сезонные пики его подачи потребителям республики. В настоящее время ведутся работы по расширению существующих и строительству новых ПХГ.

Электроэнергетика — постоянно развивающийся, высокотехнологичный комплекс. Он состоит из областных энергосистем, являющихся вертикально интегрированными компаниями, которые выполняют функции по производству, передаче, распределению и сбыту энергии. Объединены они в энергетическую систему республики с единым оперативно- диспетчерским управлением. Установленная мощность электростанций составляет 8065 МВт, что достаточно для полного обеспечения потребности в электроэнергии. Ее потребление в настоящее время составляет более 36 млрд кВт*ч. Мы ежегодно импортируем от 2,5 до 5,5 млрд кВт*ч электроэнергии из России и Украины. Это позволяет снизить расходы на приобретение топлива, необходимого для выработки таких же объемов электроэнергии на собственных станциях, диверсифицировать поставки энергоресурсов в республику по видам и поставщикам, более эффективно проводить ремонтную кампанию в белорусской энергосистеме.

Электрическая сеть энергосистемы республики включает линии электропередачи напряжением 0,38—750 кВ общей протяженностью более 260 тыс. км. Линии электропередачи напряжением 220—330—750 кВ являются системообразующими для энергосистемы и обеспечивают межсистемные связи с энергосистемами России, Украины, Польши , Литвы.

Высокая доля природного газа в топливном балансе энергосистемы (более 90%) благоприятна для обеспечения высоких технико-экономических и экологических показателей производства тепловой и электрической энергии, однако не обеспечивает необходимый уровень энергетической безопасности.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ДУХЕ ВРЕМЕНИ

Как и для большинства государств мира, энергетическая безопасность для Республики Беларусь является одним из главных приоритетов. В целом ТЭК обеспечивает нужды экономики во всех видах энергоносителей. В то же время энергетика страны имеет ряд объективных проблем — небольшой объем собственных ТЭР, значительная зависимость от внешних поставок, и прежде всего из России.

Руководство страны уделяет большое внимание энергетической безопасности. Новые экономические условия, вызванные ростом цен на энергоносители, потребовали пересмотра подходов к обеспечению энергетической безопасности. В сентябре 2007 года Президентом Республики Беларусь утверждена новая редакция Концепции энергетической безопасности, в которой уделено особое внимание диверсификации видов и поставщиков ТЭР, увеличению стратегических запасов энергоресурсов, повышению энергоэффективности производства, увеличению использования собственных энергоресурсов, освоению альтернативных источников энергии.

Концепцией предусматривается совершенствование структуры топливно-энергетического баланса страны исходя из необходимости замещения монопольного вида топлива — природного газа. Планируется снижение его доли в топливном балансе белорусской энергосистемы с 95% в 2006 г. до 49—57% в 2020 г. в зависимости от объемов импорта электроэнергии.

Предусматривается ввод в топливно-энергетический баланс республики ядерного топлива, а также увеличение использования угля с 0,7% в 2005 г. до 8,3% в 2020 году. Использование этих видов топлива позволит заместить 6,5 млрд м3 природного газа.

Для реализации оптимального топливно-энергетического баланса требуется развитие электроэнергетики с использованием ядерных технологий, газотурбинных и парогазовых, угольных станций, станций, работающих на древесном топливе и торфе, а также гидростанций. Основной составляющей повышения энергетической безопасности должно стать сооружение атомной станции мощностью около 2 тыс. МВт, а также ряда тепловых станций на угле общей мощностью около 800 МВт.

Реализация запланированного технического перевооружения электростанций республики, реализация энергоэффективных проектов в других областях экономики позволит обновить энергетическое оборудование, использовать потенциал энергосбережения и сократить энергоемкость ВВП к 2020 г. на 60% от уровня 2005 года. Выполнение мер, запланированных Концепцией энергетической безопасности в совокупности с мероприятиями Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности», позволят комплексно решать вопросы повышения уровня энергетической безопасности и энергетической независимости Республики Беларусь, что будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусской продукции, стабильному развитию экономики страны и общества. Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива (торф, дрова, отходы деревообработки) будет увеличена к 2012 г. до 25%. Ведутся работы по развитию топливно-энергетического потенциала республики и созданию новых мощностей, и прежде всего мини-ТЭЦ, работающих на местных видах топлива. В планах — увеличение использования энергии ветра, солнца, биогаза, коммунальных отходов, фитомассы, отходов растениеводства, топливного этанола и биодизельного топлива, геотермальных ресурсов.

Для обеспечения стабильного импорта (обмена) электроэнергии предусматривается усиление внешних связей с соседними государствами.

В целях поддержания необходимого уровня надежности газоснабжения потребителей будут реконструироваться объекты газотранспортной системы, газораспределительной сети, срок эксплуатации которых достиг нормативного значения.

Для наращивания запасов природного газа планируется увеличение мощности действующих хранилищ с 660 млн до 2 млрд м3 активного газа к 2020 году.

РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Сформулированы и реализуются основные направления внешнеэкономической деятельности. Это:
  • использование геостратегического положения республики, развитие сети транспорта энергоресурсов с сопредельными странами;
  • расширение связей с европейскими странами и участие в формировании электроэнергетического рынка СНГ, ЕврАзЭС, стран Балтии, других региональных электроэнергетических рынков;
  • заключение долгосрочных договоров на поставку и транзит через страну топлива и электроэнергии;
  • поиск новых взаимозаменяемых поставщиков энергоресурсов.

  • Одним из важных направлений во внешнеэкономической деятельности государства в энергетической сфере является участие органов государственного управления отраслями ТЭК в работе Совета по энергетической политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.

    Государства — члены ЕврАзЭС определили Основным направлением интеграционного сотрудничества в области ТЭК на 2003—2006 и последующие годы создание и совместное развитие энергетического рынка. В результате ряда наших инициатив по созданию общего энергетического рынка было принято решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 г. «О проекте концепции формирования общего энергетического рынка государств — участников ЕврАзЭС». Положениями Директивы Президента Республики Беларусь о политике в отношении Евразийского экономического сообщества предписывается проведение работ по формированию общего энергетического рынка и созданию условий для свободного транзита энергоносителей по территории государств — членов ЕврАзЭС, выполнению ряда международных договоров, регламентирующих деятельность в области электроэнергетики, участником которых республика является. 25 мая 2007 г. Республика Беларусь подписала Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств — участников СНГ. Его ратификация и соответственно позиционирование как части национального законодательства можно считать первым шагом к формированию нормативной правовой базы, определяющей основные принципы развития и функционирования электроэнергетической отрасли в условиях конкуренции. В частности, регламентирующей основные принципы формирования и функционирования рынка электрической энергии в республике.

    Создание правовой базы общего энергетического рынка ЕврАзЭС будет способствовать формированию таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, интеграции стран Сообщества в мировую экономику и международную торговую систему.

    Вместе с тем создание общего энергетического рынка требует тщательной подготовки с учетом особенностей национальной экономики и ТЭК и соответственно значительного периода времени.

    Придавая большое значение интеграции и развитию энергетической инфраструктуры в энергетике, Минэнерго взаимодействует с рядом европейских международных организаций, в том числе с ЕВРЭЛЕКТРИК, UCTE, БАЛТРЕЛ и другими. Республика участвует в процессе Энергетической хартии и Бакинской инициативе. В рамках сотрудничества в сфере энергетики между ЕС, государствами Черноморского и Прикаспийского регионов и странами — соседями ЕС разработана и одобрена «Дорожная карта», намечающая принципы конвергенции энергетической политики ЕС, государств Черноморского и Прикаспийского регионов и стран — соседей ЕС.

    В торговых связях в области ТЭК наша страна исходит прежде всего из необходимости их развития на основе максимального использования уже существующих мощностей (нефте-, газотранспортных и электроэнергетических систем). В целях повышения совместной энергетической безопасности и взаимовыгодных торгово-экономических отношений также необходимо развивать энергетическую инфраструктуру. В частности, это касается строительства второй нитки газопровода Ямал — Европа, строительства межсистемных линий электропередачи с соседними государствами, дальнейшей модернизации белорусских НПЗ и нефтетранспортных сетей, освоения возобновляемых источников энергии в рамках Киотского протокола. Для выполнения планов развития отраслей ТЭК мы заинтересованы в привлечении внешних инвестиций, международных финансовых институтов. Важным источником инвестиций может стать реализация положений Киотского протокола по совместному осуществлению проектов. Учитывая все более интегрированный характер мировых энергетических рынков, обеспечение национальной энергетической безопасности требует тщательно скоординированных международных усилий. Мировое сообщество несет ответственность за организацию достаточных, недорогих и надежных поставок энергии, энергоносителей и энергетических услуг, и мы готовы участвовать в этом процессе.
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru