 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Уточняем стратегию, не меняя основ
|
|
|
|
|
|
Анатолий ЯНОВСКИЙ, директор департамента государственной энергетической политики Минпромэнерго России
|
|
|
В рамках председательства в «Группе восьми» в прошлом году Россия представила
четкую позицию относительно развития глобальной энергетики и своего места в
ней. Были выработаны базовые принципы обеспечения глобальной
энергобезопасности, учитывающие предложения других стран. К ним относятся
координация национальных энергетических политик, диверсификация как поставок и
рынков сбыта, так и источников энергии, повышение прозрачности рынков,
энергоэффективность и энергодоступность.
В развитие принципов, зафиксированных в документах саммита «Группы восьми», мы
начали процесс обсуждения и координации нашей Энергостратегии с долгосрочными
документами других ключевых игроков мирового энергетического рынка. В октябре
прошлого года провели конференцию по сопоставлению энергостратегий России и
Зеленой книги по энергетике ЕС. В этом году намечены аналогичные конференции со
странами ОЧЭС и США. Это прежде всего связано с тем, что большинство стран мира
начали процесс по корректировке своей энергетической политики, подкрепляя эти
действия финансово и юридически. В настоящее время мы работаем над уточнением
энергетической стратегии страны. Не меняя базовых предпосылок, выстраиваем ее на
период до 2030 г. с учетом как новых внутренних факторов, так и новых
обстоятельств, новых вызовов, присутствующих сегодня в мире. Особо отмечу, что
этот процесс абсолютно прозрачен. При этом мы намерены учитывать в работе
результаты консультаций с нашими партнерами.
Базовыми принципами развития российской энергетики, определяющими в том числе и
ее вклад в повышение устойчивости глобального энергетического развития,
являются:
обеспечение внутреннего рынка энергии и выполнение международных обязательств;
либерализация внутреннего энергетического рынка;
повышение инвестиционной привлекательности российской энергетики и ее транспарентности;
создание транспортной инфраструктуры с целью развития новых нефтегазовых провинций и диверсификации направлений поставок;
установление прозрачных долгосрочных правил взаимодействия с потребителями и транзитерами российских энергоресурсов;
повышение энергоэффективности экономики и развитие возобновляемых источников энергии.
Эти принципы не только провозглашаются, но и реализуются на практике. Выделю лишь ряд аспектов и недавних решений.
В ноябре прошлого года Правительство России пришло к мнению о необходимости
ориентироваться на равную доходность продаж газа внутри страны и на экспорт, то
есть внутренние цены должны приблизиться к тем, по которым покупают газ
европейские потребители за вычетом транспортных издержек и таможенных пошлин.
Достигнуть равнодоходности в секторе промышленных потребителей
предполагается уже в 2011 году. Мы при этом успешно проводим эксперимент по
биржевой торговле газом. Параллельно с реформой газового рынка продолжается
реформирование электроэнергетики. Здесь мы планируем полностью либерализовать
рынок электроэнергии также к 2011 году.
Эти решения позволили приступить к реализации программы развития
электроэнергетики. Формируя новые приоритеты энергобаланса страны, мы уделяем
все больше внимания строительству угольной и атомной генерации, а также
использованию возобновляемых источников энергии, в частности гидрогенерации. В
период до 2020 г. это потребует привлечения до 450 млрд долл. инвестиционных
ресурсов. И инвесторы не заставляют себя ждать. Крупнейшие энергетические
компании Европы уже участвуют в этом процессе. Кстати, за первый квартал 2007
г. общий рост инвестиций в российскую экономику составил около 20%. Россия
остается одним из основных поставщиков энергоресурсов на рынки других стран.
Наши задачи здесь — сохранить существующие и завоевать новые рынки при снижении
транзитных рисков и рисков «одного покупателя».
За последнее время налицо заметный прогресс в продвижении Россией ряда
проектов, направленных на диверсификацию экспортных потоков углеводородов.
Упомяну лишь основные.
В прошлом году мы завершили крупный проект по увеличению поставки в Западную
Европу — расширили Балтийскую трубопроводную систему до 75 млн. т. в год. Сейчас
рассматривается возможность реализации проекта БТС-2 с такой же мощностью.
На юге начал осуществляться проект Бургас — Александруполис, который позволит
решить проблему пропускной способности черноморских проливов.
Не могу не сказать о восточном направлении — строительстве магистрального
нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан протяженностью 4,5 тыс. км. На
начало июня 2007 г. уже проложено более 1100 км. этой трассы. Этот проект как бы
замыкает энергетическую инфраструктуру Евразии, протянувшуюся с запада на восток. Мы активно работаем и над инфраструктурой
для увеличения поставок газа в Турцию и южную часть Европы. Вышел на проектную
мощность газопровод «Голубой поток» (16 млрд м3). Принято решение о строительстве газопровода «Южный
поток». Рост поставок российского газа на европейский рынок и диверсификацию
экспортных маршрутов также обеспечат газопроводы Ямал — Европа и «Северный
поток». Эти проекты позволят удовлетворить увеличение спроса на газ на
традиционных для России рынках Центральной Европы и обеспечить «доступ» к
российскому газу со стороны Скандинавии и Великобритании.
Как вы знаете, Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан приступили к
реализации межстрановых инфраструктурных проектов по развитию газотранспортных
мощностей в регионе Центральной Азии и строительству Прикаспийского
газопровода.
Решению задач по повышению энергетической безопасности региона также будет
способствовать реализация Восточной газовой Программы, а также развитие
производства и экспорта СПГ, продуктов нефтепереработки, нефте- и газохимии. В
результате диверсификации, как ожидается, к 2015 г. доля стран АТР и
Центральной Азии в экспорте российской нефти сможет возрасти до 25—30%,
экспорте газа — до 10—15%; стран Северной Америки — соответственно до 5 и
10—15%, а доля европейского направления (как по нефти, так и по газу)
уменьшится до 65—70%. Именно поэтому Россия уделяет повышенное внимание
активизации взаимодействия в энергетической сфере с государствами — членами
ЕврАзЭС. При активном участии Российской Федерации и РАО « ЕЭС России»
продолжается строительство Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане. Идет
сотрудничество в рамках завершения строительства Рогунской ГЭС. Согласовано
техническое задание на разработку предварительного ТЭО и
организационно-правовая форма сотрудничества по строительству Камбаратинских
ГЭС-1 и -2. В стадии согласования российско-киргизское межправительственное
соглашение о стратегическом сотрудничестве в области энергетики,
предусматривающее наряду с завершением строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2
модернизацию, восстановление и создание новых объектов генерации и сетевого
хозяйства.
В настоящее время в рамках ЕврАзЭС разработаны основополагающие проекты
документов, а именно Концепция формирования общего энергетического рынка, а
также Концепция эффективного использования водноэнергетических ресурсов
Центрально-Азиатского региона.
В целях сближения уровней реформ в энергетическом секторе национальных экономик
по инициативе российской стороны разработан проект Стратегии развития
топливно-энергетических комплексов государств — членов ЕврАзЭС на период до
2020 года.
Активное обсуждение, сопоставление и последующая гармонизация энергетических
стратегий государств — членов ЕврАзЭС — как поставщиков, транзитеров, так и
потребителей энергоресурсов, — является базовым фактором снижения рисков, а в
перспективе стержнем построения энергетической стратегии и создания общего
энергетического пространства в рамках ЕврАзЭС.
|
|
|
|
|
|
|
|