|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
«Газовый» диалог Россия — ЕС: будет ли свет в конце тоннеля?
|
|
|
26 октября в Мафре (Португалия) откроется очередной саммит Россия — ЕС. В его преддверии в представительстве Евросоюза в Москве прошли первые встречи вновь созданных групп по сравнению энергетических стратегий и энергоэффективности. Тем самым стороны наглядно продемонстрировали, что, несмотря на достаточно жесткую риторику и взаимные упреки по поводу текущей энергетической политики, энергетический диалог скорее жив, чем мертв.
|
|
|
Николай МИРОНОВ, советник Департамента экономического сотрудничества МИД России, к.э.н
|
|
|
Наибольшие трения во взаимоотношениях сторон в последние годы возникали в
связи с газовым сектором, сферой, с которой инициаторы энергодиалога в
Европейском союзе связывали наибольшие ожидания. Попытаемся проанализировать,
что же все-таки на самом деле происходит и насколько обоснованны претензии
сторон.
19 сентября Еврокомиссия представила пакет из пяти законодательных инициатив,
направленных на дальнейшую либерализацию рынков газа и электроэнергии
Евросоюза. Эти документы, прежде чем обрести официальный статус, должны
получить одобрение Европарламента и Европейского совета, состоящего из
представителей всех 27 стран ЕС. Вместе с тем очевидно, что для России, как
ведущего поставщика природного газа в ЕС, обеспечивающего около четверти
поставок «голубого топлива» в страны Сообщества, любые законодательные
инициативы в этой сфере представляют далеко не праздный интерес. Как известно,
дорогие энергоресурсы — один из серьезнейших вызовов для конкурентоспособности
Европы. Решение этой проблемы авторы реформ на протяжении последних десяти лет
пытаются найти на путях сокращения доли посредников и либерализации рынка.
Принятая в 1998 г. «первая» газовая директива Еврокомиссии предусматривала
равный доступ всех поставщиков к газопроводам, постепенный отказ от
долгосрочных контрактов в пользу спотового рынка и устранение запрета на
реэкспорт газа из текстов контрактов, в том числе заключенных до ее принятия.
Через пять лет Еврокомиссия обновила этот документ, внеся в него поправки,
обязывающие вертикально интегрированные газовые компании выделять сбыт и
транспортировку в разные юридические лица. Это, по мнению разработчиков, должно
было создать условия для доступа к рынкам для конкурентов национальных
компаний-монополистов. Однако этого не произошло. Несмотря на широко объявленное
1 июля с.г. наступление эры «полной либерализации», с момента которой каждый
потребитель природного газа, вплоть до владельцев квартир, вправе выбирать себе
поставщика, практика пока заметно отстает от теории. Поэтому с целью перелома
ситуации в пользу формирования реального конкурентного газового рынка
Еврокомиссия добивается принятия новых жестких мер, в частности, запрета
поставщикам газа владеть в Европе транспортными мощностями.
Несколько стран ЕС уже пошли на разделение энергогигантов на национальном
уровне. В числе государств, наиболее активно поддерживающих это предложение,
Испания, Великобритания и Нидерланды. Их опыт показывает, что данная практика
привела к повышению уровня конкуренции в отрасли и способствовала снижению цен
на электроэнергию для конечного потребителя, включая частных лиц. Правда, в
отношении природного газа Еврокомиссия так и не смогла выявить сколь либо
статистически значимого подтверждения того, что либерализация рынка газа ведет к
более низким ценам. Цены в Британии, лидере реформ — одни из самых высоких в
Европе. Кроме того , британцы и голландцы пока обеспечивают большую часть своих
потребностей в газе за счет собственной добычи, а Испания раньше других начала
развивать импорт сжиженного природного газа, а потому имеет достаточно
диверсифицированный газовый рынок. Категорически против форсирования
либерализации — Франция, Германия и Италия. Заметим, что в пакете инициатив
Еврокомиссии содержится и более мягкая опция, при которой компании-
производители могут остаться владельцами распределительной инфраструктуры, но
в это м случае они полностью передают управление независимым операторам. Этот
вариант Еврокомиссия считает менее приемлемым, но возможным в качестве временной
переходной меры.
Чем принятие этих инициатив грозит Газпрому? С одной стороны, есть
положительные моменты — надежда на то, что благодаря принимаемым мерам снизится
стоимость транспортировки природного газа по территории Европы. Вместе с те м
под угрозу экспроприации подпадает ряд активов Газпрома в странах Евросоюза.
Любопытно, что в пояснительной записке к проектам директив все они в явном виде
перечислены (по другим европейским компаниям ничего подобного не сделано). Это
Eesti Gas (37,2%), Europolgaz (48%), Latvijas Gaze (34%), Lietuvos Dujos
(37,1%), финский Gasum (25%), германские Wingas (49,99%) и VNG (5,26%), а также
британско-бельгийский Interconnector (10%).
Однако этим дело не ограничивается. Предусматривается, что компании из третьих
стран смогут получить контроль над газотранспортными системами только в рамках
государственного договора между Евросоюзом и данной страной. Очевидно, что с
учетом особой «любви» к нам со стороны ряда новых членов ЕС российские компании
на это право претендовать не смогут.
Вместе с тем в проекте директив прямо говорится, что указанные запреты
распространяются лишь на газотранспортные сети. Никаких ограничений для
добывающих компаний, в том числе для ОАО «Газпром», на владение
газораспределительными сетями и крупными потребителями газа в лице
электростанций и газохимических производств, пока по крайней мере, не
предусматривается.
Таким образом, имеют место серьезные риски утраты важнейших европейских активов
Газпрома, лишь частично компенсируемые возможным увеличением спроса на
российский газ вследствие снижения транспортных издержек на его доставку.
Существует также определенная угроза возможных ответных акций в отношении
компаний стран ЕС, действующих в ТЭК России, хотя подобный сценарий развития
событий был бы наименее желательным.
В целом эскалация напряженности не отвечает интересам ни одной из сторон.
Производство традиционных энергетических ресурсов в странах ЕС сокращается. Их
потребление, несмотря на усилия по повышению энергоэффективности и переходу на низкоуглеродную энергетику, хот ь и медленными темпами, но все же растет.
Странам ЕС приходится конкурировать на достаточно напряженных рынках
энергетических ресурсов не только с традиционными партнерами-соперниками США и
Японией, но и быстро наращивающими энергетические аппетиты Индией и Китаем. Ситуацию еще более усложняет планируемое сокращение доли атомной энергетики.
Существенное же усиление роли возобновляемых источников энергии потребует
колоссальных инвестиций и, по сути, изменения всего энергетического уклада.
В соответствии с известным высказыванием Уинстона Черчилля «безопасность и
надежность поставок нефти обеспечиваются разнообразием источников» ЕС
добивается диверсификации внешних источников, включая поиск новых стран-поставщиков, совершенствует гибкость газопередачи внутри Сообщества,
расширяет емкость подземных хранилищ.
Вместе с тем для всех в Евросоюзе очевидно, что без поставок из России
обеспечить энергетическую безопасность объединенной Европы не представляется
возможным. Россия также весьма заинтересована в стабильном и надежном европейском
рынке газа. Степень нашей зависимости весьма наглядно проявилась в этом году,
когда вследствие аномально теплой (хотелось бы на это надеяться) зимы, поставки
российского газа сократились примерно на 10%. В результате в настоящее время
газовые хранилища переполнены, а Газпром в определенные моменты даже был
вынужден вводить ограничения на добычу на ряде месторождений.
К сожалению, после коротких перебоев в поставках газа в начале прошлого и
текущего года между сторонами нередко возникают достаточно жаркие дискуссии, не
способствующие росту взаимного доверия. Это привело к заметному охлаждению
отношений. В повестке дня ЕС вновь появились проблемы энергетической
безопасности, прежде всего газовой. Как показали исследования Еврокомиссии,
уровень энергобезопасности отдельных стран ЕС различается весьма сильно.
Наиболее уязвимыми в этой связи выглядят страны Балтии и Польша, практически
полностью зависящие от поставок российского газа.
Эти государства продвигают предложения о дополнении существующего
«инструментария» энергобезопасности ЕС обязательствами о солидарных действиях
стран-членов в случае прерывания поставок газа. По сути, речь идет о
перераспределении поставок в пользу затронутых кризисом стран.
Однако практическая возможность реализации таких мер вызывает большие сомнения.
Даже страны ЕС, добывающие природный газ или импортирующие его не из России, не
имеют физической возможности оказания помощи странам Балтии, Польше и Венгрии.
Потенциал взаимной поддержки даже у таких ключевых у частников газового рынка
ЕС, как Нидерланды, Германия, Франция и Италия, также весьма ограничен.
Необходимо отметить целенаправленность действий Еврокомиссии в реализации
декларированных принципов. Несмотря на сопротивление со стороны
компаний-монополистов и отдельных стран, линия на дальнейшую либерализацию
энергетических секторов и создание единого рынка ЕС проводится весьма
последовательно. Кроме того, Евросоюз всячески стимулирует усиление конкуренции
на европейском рынке, добиваясь прихода максимального числа новых игроков и формирования избытка предложения газа на рынке ЕС. Надо сказать, что Еврокомиссия
является в определенном смысле «пионером» либерализации. Впервые в мировой
практике она проводится не в условиях «газового пузыря», как это было в США и
Великобритании, страдавших от засилья монополий, искусственно поддерживавших
цены при высоком уровне предложения собственного газа, а на фоне отсутствия
контроля над внешними источниками газа и его потенциального дефицита.
Следствием растущей неопределенности в условиях поставок на рынки Евросоюза
становятся задержки в реализации ряда крупных проектов. Как известно, в августе
2007 г. инвестиционная программа ОАО «Газпром» на текущий год в части
капвложений подверглась существенному сокращению. С 2011 на 2013 г. перенесено
начало добычи на Штокмановском месторождении. Изменены сроки и по ряду других
проектов Газпрома. К счастью, в этот раз инициативы Еврокомиссии не вызвали
чрезмерно бурной реакции со стороны Газпрома. Представители компании
прокомментировали ситуацию в том ключе, что они будут изучать возможные
последствия реализации данных документов на надежность газоснабжения и уровень цен. Активизация интереса наших европейских партнеров к энергодиалогу оставляет
надежду найти в ходе более интенсивных контактов взаимоприемлемые развязки по
наиболее острым вопросам. Энергодиалог может стать инструментом, который
позволит учитывать и согласовывать интересы сторон при выработке ключевых
решений, непосредственно затрагивающих вопросы энергетической безопасности и
устойчивого функционирования газовых рынков России и Евросоюза.
|
|
|
|
|
|
|
|