|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Что будет дозволено иностранному инвестору
|
|
|
Законодательные ограничения деятельности иностранных инвесторов в отдельных, имеющих особое значение для государства секторах экономики, давно обсуждаются среди государственных чиновников и экспертов. Основная проблема — отсутствие понятных и систематизированных правил применения подобных ограничений, что, во-первых, не соответствует интересам национальной безопасности, а во-вторых, отрицательно сказывается на общем инвестиционном «климате» государства.
|
|
|
Егор ДОРОШЕНКО, эксперт Фонда развития парламентаризма в России, к.ю.н.
|
|
|
Недвусмысленный призыв к скорейшему решению проблемы содержался еще в Послании
Президента РФ Федеральному Собранию 2005 года. В отсутствие комплексного
правового регулирования российское законодательство на сегодняшний день
предусматривает лишь отдельные изъятия ограничительного характера в отношении
иностранного капитала. Так, законодатель требует сохранения определенных активов
в государственной собственности (например, в сфере электроэнергетики и
газоснабжения), а также устанавливает предельный размер участия иностранных
инвесторов в уставном капитале (авиационные предприятия, страховые организации).
Кроме того, в указанных целях используются и механизмы антимонопольного контроля
и государственного лицензирования. В июле 2007 г. правительство внесло в парламент пакет законопроектов,
регулирующих порядок осуществления иностранных инвестиций в коммерческие
организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ.
Законодательная инициатива, разработчиком которой выступило Минпромэнерго при
поддержке других ведомств, призвана стать основой для обеспечения
государственного контроля над коммерческими организациями, имеющими
стратегическое значение.
Прежде всего в законе предполагается указать исчерпывающий перечень видов
экономической деятельности, на которые будут распространяться соответствующие
ограничения. Предложенный правительством документ определяет тридцать девять
таких видов. В целом речь идет о вооружениях, ядерных материалах, космической и
авиационной отраслях, специальных средствах получения и шифровки информации.
Кроме того, закон распространяется и на деятельность всех субъектов естественных
монополий — категория стратегического значения будет присвоена транспортировке
нефти и газа, железнодорожным перевозкам, услугам транспортных терминалов,
передаче электрической энергии и т.д. Таким образом, понятие стратегической
сферы экономики получает реальное, довольно точное законодательное определение.
Под «прицел» законопроекта попадает не любая инвестиционная деятельность
иностранных компаний, а только сделки, связанные с покупкой акций или долей
российских коммерческих организаций, а также иные сделки, направленные на
установление контроля над стратегическими предприятиями. Понятие «контроля»
рассматривается в документе в самом широком смысле — это возможность совершения
любых действий, позволяющих влиять на деятельность организации. В частности,
сюда относится возможность одного или нескольких иностранных инвесторов
непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые
коммерческой организацией, путем распоряжения правом голоса на общем собрании
акционеров (участников), участия в иных органах управления либо заключения с
организацией договора об управлении.
Понятие «иностранный» также рассматривается в представленном документе гораздо
шире, чем просто в формальном значении. Положения закона будут
распространяться и на действия отечественных инвесторов, если большинство его
акций или долей контролируется иностранными организациями, если то же касается
материнской компании инвестора, или же если есть основания полагать, что данная
компания действует в интересах иностранцев. По существу, никаких запрещающих
норм, которые устанавливали бы единые количественные или качественные
ограничения по участию иностранных организаций в указанных видах деятельности,
законопроект не содержит. Речь идет об установлении так называемого
разрешительного регулирования, когда решение о возможности заключения сделки с
участием иностранного инвестора будет приниматься в каждом конкретном случае на
основе предварительного согласования. Причем критерии принятия решения,
установленные в законопроекте, нельзя назвать четкими и определенными.
Так, при рассмотрении поступившего ходатайства о согласовании сделки, связанной
с приобретением контроля над российской коммерческой организацией со стороны
иностранного инвестора, уполномоченный государственный орган должен будет
проверить наличие у данной организации хотя бы одного из признаков, свидетельствующих о том, что подобная сделка несет в себе потенциальную угрозу
национальной безопасности. В качестве таких признаков закон называет, в
частности, использование сведений, составляющих государственную тайну,
выполнение государственного оборонного заказа, обладание правами в отношении
имеющих значение для государственной безопасности технологий и т.п. Обращает на
себя внимание, что принадлежность к субъектам естественных монополий
автоматически рассматривается в качестве одного из таких признаков.
В том случае, если будет установлено, что коммерческая организация не
соответствует ни одному пункт у из данного перечня, госорган принимает решение о
согласовании сделки. В итоге установление ограничений допускается только при
выполнении двух условий: хозяйствующий субъект действует в сфере, имеющей
стратегическое значение для национальной безопасности, и при этом его деятельность носит определенный в законе характер .
При наличии хотя бы одного из признаков, указанных в законопроекте, в
согласовании инвестиционной сделки может быть отказано по причине возникновения
«угрозы национальной безопасности». В то же время уполномоченный государственный
орган вправе допустить заключение такой сделки в том случае, если инвестор
возьмет на себя определенные обязательства перед государством. Перечень таких
обязательств включает сохранение профиля деятельности и продолжение выполнения
поставок для государственных нужд, сохранение рабочих мест, защиту
государственной тайны и другие меры, направленные на обеспечение государственной
безопасности. Предполагается, что в каждом случае перечень и содержание условий
будут определяться в соглашении, заключаемом между государственным органом и
иностранным инвестором. Подписание соглашения станет определяющим условием для
согласования инвестиционной сделки.
Полномочия по согласованию не буду т принадлежать какому-то конкретному
федеральному министерству или ведомству. Решение предполагается принимать в
рамках специальной межведомственной комиссии, порядок создания и деятельности
которой будет установлен правительством. В законе лишь отмечается, что
возглавить данную комиссию должен будет премьер-министр, что заведомо придает
ей особый статус. В то же время это положение проекта несколько выходит за
рамки сложившейся в российском законодательстве традиции «невмешательства»
законодательной власти в вопросы ведомственной системы и структуры.
Следует отметить, что закон не будет иметь обратной силы — его нормы будут
применяться только в отношении вновь заключаемых договоров.
Таким образом, решение о запрете или разрешении сделок, направленных на
установление контроля над стратегическими предприятиями со стороны иностранных
компаний, будет приниматься на основе своеобразного «торга» между государством
и инвестором. Законопроект, с одной стороны, почти не содержит указаний на
случаи, когда разрешение инвестиционной сделки будет в принципе невозможно, а
с другой стороны, не устанавливает конкретных оснований для принятия
положительного решения. Заявления авторов проекта о том, что предлагаемый
механизм согласования сделок имеет четкий и прозрачный характер, что позволит
избежать субъективизма при принятии решения, следует считать некоторым
«лукавством» — положения закона сформулированы так, что их конкретное значение
всегда будет зависеть от воли правоприменителя. Спорным, однако, является вопрос
о самой возможности создания какого-либо объективного механизма и установления
четких запретительных критериев — внятно описать алгоритм отнесения того или
иного предприятия к категории стратегических весьма затруднительно. Очевидно
также, что преимуществом «разрешительного» подхода, на котором основан
законопроект, является оперативность принятия решений. С другой стороны,
законодательное закрепление почти абсолютной свободы принятия решений на уровне
исполнительной власти не может не содержать в себе некоторую угрозу.
Диспозитивность* правового регулирования в контексте полномочий по выдаче
разрешения на инвестиционную сделку создает предпосылки для попыток
«стимулирования» принятия необходимого решения со стороны заинтересованных лиц,
или, иными словами, благоприятные условия для коррупции. Предоставление
должностному лицу права на защиту стратегических отраслей экономики от
негативных последствий контроля со стороны иностранного инвестора вовсе не
гарантирует полноценную и эффективную реализацию такого права на практике.
От редакции. Законопроект о допуске иностранцев в стратегические отрасли в сентябре
был принят Госдумой в первом чтении. Частная иностранная компания не сможет
купить более 50% акций «стратега», компания с государственным капиталом — 25%.
Разрешение или отказ в течение полугода должна дать комиссия во главе с
премьером.
* Здесь: право участников будущей инвестиционной сделки свободно распоряжаться
своими материальными и публичными правами.
|
|
|
|
|
|
|
|