Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Почему двигатель «чихает»

 
   

Сложившаяся благоприятная конъюнктура мирового рынка нефтепродуктов способствует развитию отечественной нефтеперерабатывающей отрасли в направлении производства и экспорта высококачественных продуктов.

 

 
 

Евгений ГАЛИЧАНИН,
председатель подкомитета по нефтяному комплексу Государственной Думы,
д.э.н., профессор

 
 
Важнейшей тенденцией развития не только мирового, но и российского рынка нефтепереработки является повышение глубины переработки и рост объема выпуска высококачественных нефтепродуктов. Вместе с тем на российских предприятиях продолжает вырабатываться значительный объем устаревших марок топлива и масел, качество которых не отвечает современному уровню развития техники по экономическим, экологическим и ресурсным показателям.

Состояние внутреннего рынка моторного топлива не стимулирует производителей улучшать его качество, что во многом объясняется различием ставок акциза на низкооктановый и высокооктановый бензин. Российский рынок нефтепродуктов одинаково оценивает дизельное топливо с содержанием серы 5000 и 50 ррm (*) . Назрела необходимость стимулирования производства экологически чистого топлива за счет установления дифференцированных ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от экологических характеристик его марок.

Значительное число нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий не обеспечивает необходимое финансирование модернизации производства в соответствии с заданиями Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика на 2002—2005 гг. и на перспективу до 2010 года» (раздел «Модернизация нефтеперерабатывающей промышленности»). Реализация инвестиционных программ осуществляется не более чем на 50%.

Не выделяются в нужном объеме средства на развитие стратегических составляющих производства топлива и масел — катализаторов и присадок. Резко возрастает зависимость российского рынка нефтепродуктов от их импорта.

Существуют проблемы и с транспортировкой низкосернистого дизельного топлива основного российского сорта 2000 ррm по системе магистральных нефтепродуктопроводов, в частности, с обеспечением сохранности качества исходного продукта в силу технологических особенностей перекачки (необходимы значительные дополнительные объемы резервуарных емкостей). В результате основные производители низкосернистого дизельного топлива вынуждены отправлять его потребителям по железной дороге.

Увеличивается использование импортных присадок в составе наиболее массовых марок топлива и масел, идущих для закладки на хранение на комбинатах Федерального агентства по государственным резервам для техники Министерства обороны и других силовых ведомств. В сумме доля импортных присадок в маслах высших категорий качества в настоящее время достигла почти 100%. Преднамеренно неверное декларирование части ввозимых в Россию импортных присадок в целях занижения таможенных платежей и ценовой демпинг используются как инструменты расширения сбыта импортной продукции. Продолжается производство и потребление контрафактных нефтепродуктов, а также использование для производства топлива и масел добавок и присадок нерегламентированного состава, не прошедших проверку качества и не допущенных к производству и применению в установленном порядке.

Существует специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства № 609 от 12 октября 2005 г. Однако для его выполнения необходимо предпринять комплекс мер по совершенствованию автомобильного парка, качества моторного топлива и масел.

В настоящее время российский автомобильный парк более чем наполовину не отвечает современным требованиям по экологическим характеристикам и работает на низкооктановом бензине (А-76), производство которого стимулируется пониженными акцизами в Налоговом кодексе. Прежде всего это грузовой автотранспорт и автобусы (рис. 1). Потребление легковыми автомобилями бензина А-76 снижается (рис. 2).Дальнейшее повышение качества российских нефтепродуктов, разработка и освоение производства перспективных марок топлива и масел с отечественными и зарубежными добавками и присадками во многом зависят от создания сертификационного испытательного центра для достоверной оценки качества нефтепродуктов и присадок к ним. Отсутствие такого центра сдерживает разработки нефтепродуктов по стандартам Евро-3, Евро-4 и в итоге препятствует выходу отечественной продукции на зарубежные рынки, а также ее использованию в России для импортной техники.

В последние годы сформировался значительный сектор предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на выпуске ГСМ путем смешения сырьевых компонентов. В результате при отсутствии надлежащего технического, технологического и метрологического обеспечения и контроля качества товарных нефтепродуктов на внутренний рынок поступает большой объем некондиционной продукции. Убран и такой барьер, как Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России (МВК), деятельность которой была приостановлена в связи с административной реформой.

Кризис нефтеперерабатывающей промышленности России 90-х годов негативно сказался на состоянии отраслевой науки. Длительная невостребованность научных и проектных разработок отечественной промышленностью при одновременном прекращении централизованного финансирования обусловили существенные потери кадрового и научного потенциала.

Одна из важнейших проблем — расширение производства и применения кислородсодержащих добавок в составе автомобильного бензина и, в частности, этанола. Применение этанола позволяет улучшить экологические свойства моторного топлива, увеличить объем его производства без увеличения переработки нефти. Автомобильный бензин, содержащий до 5% этанола, допущен к применению на автомобильной технике, имеется необходимая нормативная документация. Однако действующая система налогообложения спиртосодержащей продукции препятствует более широкому применению этанола при производстве бензина. Заметное влияние на состояние рынка нефтепродуктов может оказать расширение использования газомоторного топлива.

Сегодня в 157 населенных пунктах 59 регионов России действует 214 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) суммарной проектной производительностью 2 млрд. м3 газа в год, что позволяет высвободить около 1,5 млн. т. бензина и дизтоплива. Российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается в настоящее время примерно в 45 тыс. единиц. В текущем году им будет потреблено до 200 млн. м3 газа.

В целях развития отечественного рынка ГСМ представляется необходимым предложить правительству:
  • ускорить подготовку к внесению в Госдуму проекта специального технического регламента «О требованиях к бензину, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам»;
  • поручить Министерству промышленности и энергетики, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии включить в план разработки технических регламентов разработку специального технического регламента «О требованиях к горюче-смазочным материалам, поставляемым для государственных нужд по государственному оборонному заказу и порядку их назначения и применения в технике», предусматривающего исключение импортных компонентов из состава ГСМ для вооружения и военной техники, а также специального технического регламента «О требованиях к присадкам для топлива и масел, используемых в технике отечественного производства»;
  • разработать комплекс мер по контролю качества ГСМ на розничном рынке;
  • предусмотреть меры по ужесточению контроля над ввозом импортных присадок к маслам, присадок и добавок к топливу, включая введение отдельной таможенной группы «Присадки и добавки к маслам и топливу»;
  • поручить Федеральному агентству по техническому надзору совместно с Министерством обороны и Министерством транспорта провести инвентаризацию автотранспортной, дорожно-строительной, автотракторной и сельскохозяйственной техники по номенклатуре с учетом типа двигателя, мощности, года выпуска с целью оценки текущей и перспективной потребности в топливе, маслах и присадках к ним;
  • поручить Министерству промышленности и энергетики совместно с Федеральным агентством по энергетике при участии Министерства обороны подготовить предложения по созданию отечественного испытательного центра, аккредитованного и интегрированного в зарубежные системы лицензирования нефтепродуктов по международным стандартам;
  • установить дифференцированные ставки акцизов на моторное топливо в зависимости от экологических характеристик его марок;
  • снизить акцизы на спиртовую продукцию (денатурированный этанол), используемый в промышленных целях в качестве высокооктановой добавки к автомобильному бензину;
  • принять решение о государственной поддержке научных и проектных работ в нефтеперерабатывающей промышленности;
  • возобновить деятельность Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению топлива, специальных жидкостей, масел, и смазок.

    * Единица измерения концентрации — par ts per million (частей на миллион), 1000 ppm = 0,1%.
  •  
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru