 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
«Евразия» станет вторым Аралом
|
|
|
Идею беспрецедентного проекта (длина канала « Евразия» около 650 км) поддерживают руководители стран Прикаспийского региона и некоторые российские политики и бизнесмены. Строительство канала, по их мнению, сулит баснословные капиталовложения, а его эксплуатация — оживление экономики юга России, резкий рост товарооборота, развитие инфраструктуры, положительный социальный эффект.
|
|
|
Борис ГОДЗЕВИЧ, доцент Ставропольского госуниверситета, к. г.-м. н., председатель общественной экологической экспертизы Экологического комплекса Ставрополья
|
|
|
Но у сторонников проекта есть и серьезные оппоненты, и прежде всего среди
экологов, геологов и географов. Строительство канала затрагивает столь жизненно
важные аспекты формирования природной среды в центре Евразии, что пренебрегать
ими даже ради баснословной прибыли недопустимо.
Первый и самый главный вопрос, который необходимо решить проектантам: как
скажется канал на водном режиме и экологической обстановке Азовского и
Каспийского морей? Самое мелкое в мире (средняя глубина 7 м) Азовское море
представляет собой гигантскую лагуну, соединенную узким проливом с Черным морем. Это замкну тая
экосистема с опресненной благодаря стоку Дона и Кубани водой изобилует ценными
видами рыб.
Каспийское море-озеро — крупнейший в мире бессточный внутриконтинентальный
водоем, лежит на 27 метров ниже уровня Азовского моря. В его мелководном шельфе,
к которому предлагается вести канал, формируется около 80% мировых ресурсов
осетровых рыб.
Современное экологическое состояние обоих бассейнов критическое. Соленость
Азовского моря (из-за сброса части стока Дона и Кубани в каналы и притока
черноморской воды по Керченскому проливу) возросла с 10 до 13, а местами до 17
промилле*. Это вместе с техногенным загрязнением вод и заиливанием дна привело
к заметному снижению биологической продуктивности экосистемы Азова. Рост добычи
и транспортировки нефти, нарушение условий нереста, а также злостное
браконьерство вызвали в последние десятилетия резкое сокращение численности
осетровых и других ценных видов рыб и в Каспийском море. При сложившейся
ситуации крайне важно досконально просчитать: к чему приведет новая переброска
пресных вод из Азовского бассейна в Каспийский и возрастание антропогенной
нагрузки на и без того ослабленные экосистемы морей?
Не лишимся ли мы бесценных рыбных ресурсов на юге России? Остро стоит и проблема сохранения уникальных
биоценозов Кумо-Манычской впадины. В недавнем геологическом прошлом здесь был
пролив между Азовом и Каспием, на месте которого осталось более 400 реликтовых
соленых озер. Часть их была опреснена и превращена в водохранилища. Среди тотально освоенных Русской и Предкавказской равнин впадина остается последним бастионом дикой природы.
В Кумо-Манычской впадине сохраняются целинные степи и редчайший озерносухостепной комплекс — крупнейший в европейской части России рефугиум (участок земной поверхности, где группа видов пережила неблагоприятный период. —
Прим. ред.) водоплавающих птиц. В заповедниках (Ростовском, Черные Земли) и
заказниках (Чограйском, Бурукшунском) охраняются редкие и исчезающие виды фауны
и флоры, в том числе единственный в Европе вид антилопы — сайга и ряд
находящихся на грани исчезновения птиц — розовый и кудрявый пеликаны, колпица,
каравайка и другие. Строительство и эксплуатация канала нанесет невосполнимый
ущерб этому национальному достоянию.
Серьезные проблемы также возникнут в связи с неблагоприятными гидрологическими
и инженерно- геологическими условиями трассы канала. По нему намечается
проводить большегрузные суда типа «река-море», в том числе нефтеналивные. А для
этого требуется широкий и глубокий фарватер. Для сравнения: Панамский канал
длиной 82 км и шириной 150—300 м имеет глубину 12—25 метров. Суэцкий канал
длиной 161 км при той же ширине достигает в глубину 18 метров. Глубина же Манычских озер и водохранилищ не превышает 2—3 м при резких (до 1,5 м)
колебаниях уровня. Крайне мелководны (4—5 м) Таганрогский и Кизлярский заливы,
которые намечено соединить каналом. А Экспертиза проектов это означает, что для прокладки фарватера необходима
выемка грунтов не только в сухопутной части канала, но и в мелководьях озер и
морей на расстоянии примерно в тысячу километров. Работа землечерпалок и
землесосных снарядов приведет к масштабному загрязнению вод и разрушению среды
обитания водной фауны и флоры. Вдоль канала также потребуется отвести обширные
участки сельскохозяйственных и заповедных земель для размещения отвалов, ведь
объем выработанных грунтов составит сотни миллионов кубических метров.
Ко всему прочему, грунты в КумоМанычской впадине крайне неустойчивые. Это
преимущественно суглинки, супеси и пески, в которых теряются реки, не доходя до
Каспийского моря. Они водопроницаемые, просадочные, засоленные, химически
агрессивные. Поэтому при строительстве необходимо предусматривать
соответствующие меры инженерной защиты. Во избежание больших потерь воды и ее
засоления канал на всем протяжении должен иметь водонепроницаемое покрытие, что
существенно повысит его стоимость. В долгосрочной перспективе проблемы для
судоходства может создать и изменчивый водный режим Каспия, уровень которого
только за время регулярных наблюдений с 1830 г. колебался в пределах четырех
метров. Перечисленные обстоятельства делают вопрос о строительстве Евразийского
канала крайне проблематичным. Его окончательное решение может быть принято лишь
на основе глубокого комплексного геоэкологического, инженерно-геологического,
технологического и экономического анализа с соответствующими изысканиями,
экспериментами, построением долгосрочных прогностических моделей.
Некомпетентные волевые решения чреваты экологической катастрофой, многократно
превосходящей уже допущенную однажды по недомыслию трагедию Арала.
Прямая речь
«На повестке дня — крупные межгосударственные проекты. Один из них связан с сооружением
нового канала «Евразия»… Этот канал станет мощным коридором выхода к морям всей
Центральной Азии через Россию. Такие стратегические проекты решительно сближают
наши страны, и сегодня нам под силу реализовывать столь мощные проекты… Страны
Центральной Азии не имеют свободного и беспрепятственного выхода наших товаров к
Мировому океану. И поэтому использование транзитного потенциала приобретает
большое значение. Этот доступ к морям может обеспечить Россия. В данном случае
отпадает необходимость поиска альтернативных экспортных маршрутов. Вновь
подчеркну: главную роль при выборе транспортных коридоров для стран Центральной
Азии играет экономический подход, никакой политики здесь нет».
Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ о строительстве канала «Евразия»
* 1 промилле = 0,1%.
|
|
|
|
|
|
|
|