Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

«Евразия» станет вторым Аралом

 
   

Идею беспрецедентного проекта (длина канала « Евразия» около 650 км) поддерживают руководители стран Прикаспийского региона и некоторые российские политики и бизнесмены. Строительство канала, по их мнению, сулит баснословные капиталовложения, а его эксплуатация — оживление экономики юга России, резкий рост товарооборота, развитие инфраструктуры, положительный социальный эффект.

 

 
 

Борис ГОДЗЕВИЧ,
доцент Ставропольского госуниверситета, к. г.-м. н.,
председатель общественной экологической экспертизы Экологического комплекса Ставрополья

 
 
Но у сторонников проекта есть и серьезные оппоненты, и прежде всего среди экологов, геологов и географов. Строительство канала затрагивает столь жизненно важные аспекты формирования природной среды в центре Евразии, что пренебрегать ими даже ради баснословной прибыли недопустимо.

Первый и самый главный вопрос, который необходимо решить проектантам: как скажется канал на водном режиме и экологической обстановке Азовского и Каспийского морей? Самое мелкое в мире (средняя глубина 7 м) Азовское море представляет собой гигантскую лагуну, соединенную узким проливом с Черным морем. Это замкну тая экосистема с опресненной благодаря стоку Дона и Кубани водой изобилует ценными видами рыб.

Каспийское море-озеро — крупнейший в мире бессточный внутриконтинентальный водоем, лежит на 27 метров ниже уровня Азовского моря. В его мелководном шельфе, к которому предлагается вести канал, формируется около 80% мировых ресурсов осетровых рыб.

Современное экологическое состояние обоих бассейнов критическое. Соленость Азовского моря (из-за сброса части стока Дона и Кубани в каналы и притока черноморской воды по Керченскому проливу) возросла с 10 до 13, а местами до 17 промилле*. Это вместе с техногенным загрязнением вод и заиливанием дна привело к заметному снижению биологической продуктивности экосистемы Азова. Рост добычи и транспортировки нефти, нарушение условий нереста, а также злостное браконьерство вызвали в последние десятилетия резкое сокращение численности осетровых и других ценных видов рыб и в Каспийском море. При сложившейся ситуации крайне важно досконально просчитать: к чему приведет новая переброска пресных вод из Азовского бассейна в Каспийский и возрастание антропогенной нагрузки на и без того ослабленные экосистемы морей?

Не лишимся ли мы бесценных рыбных ресурсов на юге России? Остро стоит и проблема сохранения уникальных биоценозов Кумо-Манычской впадины. В недавнем геологическом прошлом здесь был пролив между Азовом и Каспием, на месте которого осталось более 400 реликтовых соленых озер. Часть их была опреснена и превращена в водохранилища. Среди тотально освоенных Русской и Предкавказской равнин впадина остается последним бастионом дикой природы.

В Кумо-Манычской впадине сохраняются целинные степи и редчайший озерносухостепной комплекс — крупнейший в европейской части России рефугиум (участок земной поверхности, где группа видов пережила неблагоприятный период. — Прим. ред.) водоплавающих птиц. В заповедниках (Ростовском, Черные Земли) и заказниках (Чограйском, Бурукшунском) охраняются редкие и исчезающие виды фауны и флоры, в том числе единственный в Европе вид антилопы — сайга и ряд находящихся на грани исчезновения птиц — розовый и кудрявый пеликаны, колпица, каравайка и другие. Строительство и эксплуатация канала нанесет невосполнимый ущерб этому национальному достоянию.

Серьезные проблемы также возникнут в связи с неблагоприятными гидрологическими и инженерно- геологическими условиями трассы канала. По нему намечается проводить большегрузные суда типа «река-море», в том числе нефтеналивные. А для этого требуется широкий и глубокий фарватер. Для сравнения: Панамский канал длиной 82 км и шириной 150—300 м имеет глубину 12—25 метров. Суэцкий канал длиной 161 км при той же ширине достигает в глубину 18 метров. Глубина же Манычских озер и водохранилищ не превышает 2—3 м при резких (до 1,5 м) колебаниях уровня. Крайне мелководны (4—5 м) Таганрогский и Кизлярский заливы, которые намечено соединить каналом. А Экспертиза проектов это означает, что для прокладки фарватера необходима выемка грунтов не только в сухопутной части канала, но и в мелководьях озер и морей на расстоянии примерно в тысячу километров. Работа землечерпалок и землесосных снарядов приведет к масштабному загрязнению вод и разрушению среды обитания водной фауны и флоры. Вдоль канала также потребуется отвести обширные участки сельскохозяйственных и заповедных земель для размещения отвалов, ведь объем выработанных грунтов составит сотни миллионов кубических метров.

Ко всему прочему, грунты в КумоМанычской впадине крайне неустойчивые. Это преимущественно суглинки, супеси и пески, в которых теряются реки, не доходя до Каспийского моря. Они водопроницаемые, просадочные, засоленные, химически агрессивные. Поэтому при строительстве необходимо предусматривать соответствующие меры инженерной защиты. Во избежание больших потерь воды и ее засоления канал на всем протяжении должен иметь водонепроницаемое покрытие, что существенно повысит его стоимость. В долгосрочной перспективе проблемы для судоходства может создать и изменчивый водный режим Каспия, уровень которого только за время регулярных наблюдений с 1830 г. колебался в пределах четырех метров. Перечисленные обстоятельства делают вопрос о строительстве Евразийского канала крайне проблематичным. Его окончательное решение может быть принято лишь на основе глубокого комплексного геоэкологического, инженерно-геологического, технологического и экономического анализа с соответствующими изысканиями, экспериментами, построением долгосрочных прогностических моделей. Некомпетентные волевые решения чреваты экологической катастрофой, многократно превосходящей уже допущенную однажды по недомыслию трагедию Арала.

Прямая речь

«На повестке дня — крупные межгосударственные проекты. Один из них связан с сооружением нового канала «Евразия»… Этот канал станет мощным коридором выхода к морям всей Центральной Азии через Россию. Такие стратегические проекты решительно сближают наши страны, и сегодня нам под силу реализовывать столь мощные проекты… Страны Центральной Азии не имеют свободного и беспрепятственного выхода наших товаров к Мировому океану. И поэтому использование транзитного потенциала приобретает большое значение. Этот доступ к морям может обеспечить Россия. В данном случае отпадает необходимость поиска альтернативных экспортных маршрутов. Вновь подчеркну: главную роль при выборе транспортных коридоров для стран Центральной Азии играет экономический подход, никакой политики здесь нет».

Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ о строительстве канала «Евразия»


* 1 промилле = 0,1%.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru