Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Возвращение из забытья

 
   

Возобновляемая энергетика ускоренно развивается во многих странах мира, но не в России...

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Социально-экологического союза

 
 
В марте 2007-го руководители стран Евросоюза приняли жесткие обязательства довести к 2020 г. долю возобновляемых источников в общем объеме потребляемой энергии до 20%. Биотопливо должно составить не менее 10% от общего потребления горючего на транспорте.

На другой стороне планеты, в бурно растущем экономическом супергиганте мира — Китае, у руководства аналогичные планы. К 2020-му возобновляемые источники энергии (ВИЭ) должны обеспечивать 10% всех энергетических потребностей страны.
Власти США не выступают с торжественными обязательствами в области развития ВИЭ, за исключением, пожалуй, производства биоэтанола. Те м не менее и там возобновляемая энергетика развивается огромными темпами.

Одной из ярких иллюстраций этих без преувеличения революционных перемен в энергетической картине мира является ветровая энергетика. После мощного развития, вплоть до конца XIX века, в веке XX она, казалось бы, не выдержала конкуренции с энергетикой, основанной на использовании угля, нефти, газа, а также гидроэнергии и атомных станций. В конце 90-х промышленные ветростанции, которые возводились в Дании или американском штате Калифорния, выглядели весьма экзотично. Начало XXI века принесло огромные изменения. Нарастающий дефицит ископаемого топлива, проблемы безопасности работы АЭС и переработки радиоактивных отходов, загрязнение окружающей среды в корне изменили ситуацию. Казалось бы, безвозвратно ушедшая в историю ветроэнергетика испытывает бурный подъем.

На смену старым ветрякам пришли сконструированные с использованием самых современных технологий ветроэнергетические установки (ВЭУ) единичной мощностью до 5 МВт. Современные ветроэлектростанции (ВЭС) могут иметь несколько сотен МВт установленной мощности. В 2006 г. рынок ВЭУ вырос на 32%. Мощность установленных на планете ВЭС увеличилась на 15 млн. и достигла 74,2 млн. кВт. Это соответствовало тенденции около 30% ежегодного роста, которая наблюдается последние десять лет. Объем рынка составил 18 млрд. евро.

В настоящее время в 13 странах мощность ВЭС превысила 1 млн. кВт. В число мировых лидеров входят Германия (20,6 млн. кВт), Испания (11,6 млн.), США (11,6 млн.), Индия (6,3 млн.) и Дания (3,1 млн. кВт).В 2007 г. потребность в новых ВЭС превысит 20 млн. кВт, что заметно превышает возможности производителей оборудования. Это уже привело к задержкам с выполнением заказов на год. Ситуация будет обостряться, и задержки с поставкой оборудования могут достигнуть 18—24 месяцев. Ожидается, что эта проблема будет решена только после 2009 года.

В 2007—2010 гг. темпы роста по сравнению с предыдущим десятилетием снизятся, но все равно останутся на уровне 19%. При сложившихся тенденциях к 2010 г. мощность ВЭС в мире может достичь 150 млн. кВт. Старый Свет продолжает устойчиво занимать первое место по установленной мощности ВЭС — 48,5 млн. кВт, из которых две трети приходится на долю Германии и Испании. Остальные европейские страны — члены «Большой восьмерки» демонстрируют весьма умеренные показатели: Италия — 2,1 млн. кВт, Великобритания — 2 млн., Португалия — 1,7 млн., Франция — 1,6 млн., Нидерланды — 1,6 млн. кВт. Бывшие страны социалистического лагеря показывают очень скромные результаты. Лидирующая среди них Польша имеет всего лишь 153 МВт установленной мощности ВЭС.

Ожидается, что к 2010-му на долю Европы будет приходиться 55% (82 млн. кВт) установленных мощностей ВЭС в мире. Рост мощностей в Германии замедлится, и к 2010 г. достигнет примерно 25 млн. кВт. Причина — исчерпание ветроэнергетических ресурсов. Все пригодные для строительства ВЭС площадки к этому времени будут уже использованы.

Мощности ВЭС в Испании буду т продолжать расти высокими темпами, и к 2010 г. они достигнут около 20 млн. кВт. Ожидается, что Великобритания и Франция также добавят каждая по 4 млн. кВт к уже имеющимся у них мощностям ВЭС. Вторым по значению рынком ветроэнергетики является североамериканский, где уже второй год подряд первое место по объему ежегодной установки новых мощностей занимают США.

Если в Евросоюзе активному развитию ветроэнергетики способствуют обязательства блока по ограничению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола, то Соединенные Штаты в Киотском протоколе не участвуют. Развитие ветроэнергетики в стране связано с чисто экономическими причинами, стремлением ограничить влияние резких колебаний мировых цен на энергоресурсы. По объему новых энергетических мощностей ветроэнергетический сектор США занимает второе место после газовых электростанций. Его рост у способствуют налоговые льготы.

На интернет-сайте Агентства по охране окружающей среды в числе крупнейших потребителей «зеленой электроэнергии» указаны само агентство, Военно-воздушные силы США, Министерство энергетики США и крупнейшие компании — PepsiCo, Wells Fargo, Whole Food Market, Johnson

Весьма интересно соревнование в этом секторе между двумя штатами — Техасом и Калифорнией. Техас традиционно рассматривается как база нефтяных ко мпаний, где к охране окружающей среды относятся весьма консервативно. Калифорния имеет репутацию прогрессивного в плане охраны окружающей среды штата, экономика которого основана не на добыче природных ресурсов, а прежде всего на высоких технологиях (Силиконовая долина). Однако в 2006 г., после того как в Техасе вошла в строй ВЭС «Хорс Холлоу» с 735 МВт установленной мощности, этот штат опередил Калифорнию по общей мощности действующих ВЭУ.

Тем не менее пока ветроэнергетика обеспечивает лишь 0,7% производства электроэнергии в США . Ученые, общественные организации, представители ветроэнергетического бизнеса считают, что страна за счет ветра может обеспечивать до 20% своих потребностей в электричестве. При условии сохранения налоговых льгот для этого не требуется никаких принципиальных изменений. Усиление позиций демократов в Конгрессе создают благоприятные условия для реализации такого сценария.

До 2010 г. прогнозируется ежегодное увеличение мощности ВЭС в США на 3,5 млн. кВт. В результате уже в 2010 г. США может войти в тройку крупнейших ветроэнергетических держав мира вместе с Германией и Испанией, сохраняя при это м огромные возможности для дальнейшего роста.

Канада с довольно скромными показателями на 2006 г. в 1,5 млн. кВт мощностей ВЭС может совершить существенный рывок и к 2010-му выйти на 6 млн. кВт. В 2004 г., когда в стране началось обсуждение «Закона о возобновляемой энергетике», в Поднебесной было 760 МВт мощностей ВЭС. После принятия закона, вступившего в силу 1 января 2006 г., правительство объявило, что планирует довести к 2010 г. мощность китайских ВЭС до 5 млн., а к 2020 г. — до 30 млн. кВт.

Несмотря на амбициозность целей, скорее всего, они будут достигну ты с большим опережением. Эксперты утверждают, что стране это вполне по силам. Уже к концу 2006 г. мощность китайских ВЭС достигла 2,6 млн. кВт. Да и 30 млн. кВт смогу т обеспечить лишь около 1% необходимой Китаю к 2020 г. электроэнергии. Чтобы довести показатель до 4—5%, необходимо довести мощности ВЭС до 120 млн. кВт, что вполне реально. Ветровые энергоресурсы суши Китая оцениваются в 253 млн. кВт, морские — еще в 750 млн. кВт.

Важным фактором дальнейшего развития ветроэнергетического комплекса Китая будет создание национальных мощностей по производству соответствующего оборудования. Пока в этом секторе он существенно отстает от Индии, в которой базируется один из ведущих мировых производителей ветроэнергетического оборудования — компания Suzlon. Выпускаемые ею установки позволили не только увеличить мощности индийских ВЭС с 4,4 млн. в 2005 г. до 6,3 млн. кВт в 2006-м, но и поставлять их на экспорт. Китай же, занимая первое место в мире по использованию малой ветроэнергетики, солнечных коллекторов, стремительно приближающийся к лидерству в производстве солнечных батарей, не обладает существенной производственной базой в ветроэнергетике. В 2006 г. мощность изготовленных в Китае ВЭУ составила около 400 МВт. Однако можно не сомневаться, то власти Китая, всерьез занявшиеся развитием сектора возобновляемых источников энергии, найдут возможности быстро решить эту проблему.

РОССИЯ

Необходимость более широкого использования возобновляемых источников энергии обсуждалась во время встречи глав государств — членов «Большой восьмерки» в Глениглсе (2005 г.), Санкт-Петербурге (2006 г.), Хайлигендаме (2007 г.) и отражалась в документах встреч. Однако в России не было принято общегосударственных решений и обязательств по выполнению этих деклараций. Общая мощность установленных в России работоспособных ВЭС не превышает 30 МВт. Это меньше, чем в Германии, в 6 тыс. раз, чем в США, — в 4 тыс. раз и чем в Китае, — в 900 раз. В ближайшие годы разрыв будет только стремительно увеличиваться. Мощные (2—3 МВт) ветроагрегаты в стране не производятся. Общенациональная программа развития возобновляемых источников энергии отсутствует. В Концепции реализации экологической политики РАО « ЕЭС России» говорится о намерении увеличить долю возобновляемых источников энергии с 0,5 в 2002 г. до 1,5% в 2015-м. Однако неизвестно, кто будет выполнять даже эти, весьма скромные планы после того, как в будущем году РАО ЕЭС прекратит свое существование.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"а"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru