 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Гений, приговоренный к «условному расстрелу»
|
|
|
Ажурная радиобашня на улице Шаболовка в Москве, известная всему свету, состоит из шести секций изогнутых поверхностей типа гиперболоидов.
Впервые в мире гиперболоид воплотил в архитектуре великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов.
|
|
|
Борис ГОРОБЕЦ, доктор геолого-минералогических наук, профессор
|
|
|
Впервые в мире гиперболоид воплотил в архитектуре великий русский инженер
Владимир Григорьевич Шухов. Он сделал инженерный расчет этой кривой поверхности
так, что всю ее оказалось возможным построить из прямых балок с различным
наклоном, соединяющих соседние горизонтальные обручи. Это уникальное
математическое свойство гиперболоида обеспечивает минимум массы расходного
материала, особую прочность прямых конструкционных элементов всей башни,
простоту ее монтажа. Московская Шуховская башня ― самая известная из семейства
шуховских гиперболоидных башен. Самая первая из них была построена в Нижнем
Новгороде в 1896 г. как водонапорная башня, другие того же назначения ― в
Николаеве, Ярославле, Воронеже и других городах.
Но Шухов сделал не только это. Он придумал эрлифт при добыче нефти, изобрел
крекинг-процесс, первым рассчитал и построил цилиндрические резервуары для
хранения нефти, нефтеналивные баржи, строил нефтепроводы, мосты, заводы. Как это
все удалось одному человеку? Гений!
Владимир Григорьевич Шухов родился 26 августа 1853 г. в городке Грай-ворон
Курской губернии, в семье служащего образовательных учреждений. Окончил с
отличием гимназию, а затем также с отличием Императорское Московское техническое
училище (ИМТУ). Еще студентом изобрел форсунку для сжигания жидкого топлива.
ИМТУ было колыбелью новой системы подготовки инженеров, которую в конце XIX века
признали в мире и стали применять как «русскую систему» даже в политехнических
учебных заведениях США.
В 1876 г. Шухов уезжает в США, где знакомится с выдающимся инженером русского
происхождения А.В. Бари, становится его учеником и сотрудником. Когда Бари
переезжает в Петербург и основывает Техническую контору, Шухов занимает пост
руководителя ее филиала в Баку. Здесь он проектирует и строит два первых в
России нефтепровода, один из них Балаханы ― Черный город имел длину 12 км. К
этому времени в США уже существовали нефтепроводы общей длиной 100 тыс. км. Но
Шухов спрогнозировал, что для России нефтепроводы будут иметь еще большее
значение, чем для США. К этому его привели теоретические исследования по
гидравлике нефти (новой области инженерной науки, основоположником которой его
считают), расчетов прочности железных труб, а также экономические выкладки,
доказавшие, что перекачка нефти и мазута по трубам выгоднее перевозки другими
способами.
Далее Шухов изобретает шнуровой насос для подъема воды и нефти из скважин сжатым
воздухом (эрлифт). Впервые в мире он рассчитывает и строит цилиндрические
резервуары для хранения нефтепродуктов. Эти резервуары емкостью до 5 тыс. т с
облегченным днищем были на 30% легче прямоугольных, применявшихся в США и
Европе. Для транспортировки нефти В.Г. Шухов предлагает построить нефтеналивные
баржи. Блестящее владение математикой позволило ему рассчитать оптимальную
конструкцию такого судна. В основу расчета он положил дифференциальное уравнение
4-го порядка и нашел его решение в виде линии для бруса, лежащего на сплошном
упругом основании. Оно служит уравнением изогнутой оси балки, опирающейся на
воду. Шухов нашел те условия, при которых изгибающий момент в брусе не зависит
от длины бруса. Это позволяло использовать нефтеналивные суда большой длины.
Фирма Бари стала строить по проекту Шухова нефтеналивные баржи на
судостроительных верфях в Саратове. Уже в 1893 г. там была построена баржа
длиной 170 м, вместимостью 3 тыс. тонн.
Перегонка нефти была в те годы крайне несовершенной, а выход керосина и бензина
очень мал, остальное шло в отходы, загрязняя окружающую среду. Сначала Шухов
применил свое студенческое изобретение ― форсунку, доработал ее до промышленного
уровня, организовал на фирме Бари производство тысяч форсунок для сжигания
мазута, который перестал считаться отходом. А в 1886—1890 гг. разработал метод
крекинга нефти. Его установка обеспечивала полную, глубокую переработку сырой
нефти на керосин, извлечение из мазута добавочных фракций: керосина, бензина,
газов и получение в остатке топочного мазута. В 1891 г. Шухов получил привилегию
на эту свою установку.
Между тем начиная с 1912 г. в мире наибольшее распространение получил патент
американца Бортона, заявленный на 25 лет позже установки Шухова. В 1922 г. в
Москву из США прибыла группа инженеров компании Standard oil. При сравнении их
патентов со своим от 1891 г. Шухов доказал, что американские патенты лишь
повторяют его патент. В 1923 г.
Международный патентный суд официально признал В.Г. Шухова единственным
изобретателем крекинг-процесса.
Владимир Григорьевич занимается не только нефтью, но и водой. По его проектам
фирма Бари построила водопроводы в Москве, Киеве, Харькове, Воронеже, Тамбове, а
также на множестве железнодорожных станций. В 90-х годах позапрошлого века он
приступает к конструированию паровой техники и создает новые типы котлов
меньшего веса и стоимости. Впервые в мире были выдвинуты и реализованы принципы
стандартизации котлов и их экранирования. За этот теоретический цикл работ и его
реализацию в 1900 г. В.Г. Шухов награждается золотой медалью Всемирной выставки
в Париже. В 1891 г. фирма Бари строит по проекту Шухова котельный завод в
Москве, который уже в следующем году изготовил 55 горизонтальных и 26
вертикальных водотрубных паровых котлов.
В 1903 г. Российское политехническое общество начало кампанию по сбору средств
для строительства своего здания (нынешнего Политехнического музея в Москве). Был
создан фонд имени П.К. Худякова, известного русского инженера. Личный взнос
Шухова оказался в числе четырех крупнейших среди 400 взносов в этот фонд.
Поразителен инженерный шуховский диапазон и размах. С 1892 г. он начинает
проектировать и строить железнодорожные мосты с пролетами от 25 до 100 метров.
Под его руководством фирма Бари внедряет скоростной поточный монтаж как принцип
такого строительства. К 1910 г. под руководством Шухова было построено 417
мостов, в том числе на Транссибирской магистрали. Мало того, он разрабатывает
новые типы легких висячих сетчатых покрытий из уголковой и полосовой стали. В
1912—1916 гг. спроектировал и осуществил совместно с архитектором И.И. Рербергом
монтаж арок дебаркадера Брянского (ныне Киевского) вокзала в Москве. Во время и
после революции 1917 г. В.Г. Шухов остается в России. Фирму Бари
национализируют, Московский котельный завод переименовывают в «Парострой». Но
рабочие завода избирают Шухова директором Строительной конторы этого завода. На
этой должности он проработал до 1932 г.
В 1922 г. по заданию Ленина Шухов спроектировал башню для радиостанции им.
Коминтерна высотой 150 м. Первоначальный проект предусматривал ее высоту 330 м,
выше, чем Эйфелева башня и в три раза легче ее благодаря прямизне балок
гиперболоидов. Но в стране не хватало железа. Решено было сократить башню вдвое.
И тогда лишь по личному предложению Ленина Совнарком выдал железо весом 240 тонн
из запасов военного ведомства. Башню начали сооружать в 1919 г. Всю сборку
проводили на земле. Внутри нижней секции собирали последовательно верхние, всего
шесть секций, которые затем поднимали кранами одну за другой. В 1921 г. из-за
обрыва троса произошло частичное обрушение башни. Началось следствие. В.Г. Шухов
был приговорен к расстрелу. Но, к счастью, лишь условно ― была тогда такая
оригинальная советская мера наказания ( в дальнейшем ее отменили, как показала
наша история ― к несчастью). «Буржуазный инженер» должен был «честным
добросовестным трудом» искупить свое преступление ― «вредительство». В начале
1922 г. башня была сдана в эксплуатацию, и 19 марта на ней заработал
радиопередатчик. С Шухова сняли обвинение во вредительстве и отменили условный
расстрел.
Гениальному изобретателю шел уже восьмой десяток лет, но он был председателем
Комиссии Госплана СССР по нефтепроводам, руководил проектированием нефтепроводов
Грозный ― Туапсе и Баку ― Батуми (1924―1928). В 1927 г. был избран членом
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), ему присвоили очень
редкое тогда звание « Герой труда» (звание Герой Социалистического Труда
учредили десятью годами позже). В 1928 г. избрали членом-корреспондентом
Академии наук СССР, а в следующем году ― почетным академиком. Тогда же ему
присвоили звание «Заслуженного деятеля науки и техники» и присудили премию имени
В.И. Ленина (предшественницу Ленинских премий) за изобретение крекинг-процесса
нефти. По тем меркам это были почти что высшие награды страны ученому и
инженеру. Хотя было совершенно несправедливо, что Академия наук не сочла нужным
избрать В.Г. Шухова своим действительным членом. (Известна шутка его
современника академика А.Н. Крылова: разница между академиком и почетным
академиком такая же, как между Государем и Милостивым государем.)
Владимир Григорьевич Шухов до последних лет жизни работал над реализацией
крупных государственных проектов: первого советского нефтеперегонного завода
«Советский крекинг», мартеновских цехов металлургического гиганта «Азовсталь»,
был консультантом завода «Парострой» и треста «Стальмост». Все имущественные
права на свои изобретения Шухов передал государству. Он скончался 2 февраля 1939
года в возрасте 86 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. |
|
|
|
|
|
|
|