|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Большая нефть Ирака требует больших потерь
|
|
|
Центробежные силы в Ираке набирают обороты. Срочно создаваемые законы для укрепления центральной власти, в том числе закон о нефти, на время, может быть, и замедлят распад страны, но, похоже, процесс необратим.
|
|
|
Вахид ДЖИДДИ, независимый эксперт
|
|
|
Ситуация в Ираке достигла такого накала, что просто уйти, как в свое время из
Вьетнама, американцы не могут по одной простой причине: большая политика (читай:
большая нефть) требует больших расходов. Еще в 1999 г. в речи перед
руководителями нефтяной промышленности в лондонском институте нефти
малоизвестный тогда мировой общественности Ричард Чейни сказал: «По некоторым
оценкам, в последующие годы мировой спрос на нефть будет ежегодно увеличиваться
в среднем на 2%, тогда как естественное сокращение добычи из существующих
запасов будет составлять по крайней мере 3%. Это значит, что к 2010 г. нам будет
не хватать дополнительно 50 млн баррелей нефти в день». Тогда Чейни не был
вице-президентом США, но, как управляющий крупной энергетической и
геофизической компании Halliburton Inc. и патриот своей страны, он знал, где
«находится приз»: «Ближний Восток с его двумя третями мировых запасов и самой
низкой ценой — по-прежнему то место, где в конечном счете находится приз».
В самом деле, как могут уйти США из страны, доказанные запасы нефти которой
составляют 115 млрд барр., занимающей по этой позиции третье место после
Саудовской Аравии и Ирана. По словам А. Машхадани, депутата парламента, «со
времени оккупации, в течение четырех лет без всякого учета и контроля из Ирака
вывезено нефти на 125 млрд долларов». Для того чтобы придать этому грабежу
цивилизованный вид, в июне с.г. администрация Буша потребовала от
марионеточного правительства Нури Альмалики ускоренного принятия нового закона
о нефти и закона об иностранных инвестициях. После одобрения правительством 3
июля проект закона был направлен в парламент. Нури Альмалики лично обратился к парламентариям с просьбой
сократить или аннулировать летние каникулы для скорейшего принятия ряда важных
законов, в том числе закона о нефти. Обращение было обнародовано канцелярией
премьер-министра по результатам его встречи с послом США Р. Крокером.
Информация о содержании закона поступает крайне скудная, однако страна
фактически разделилась на два лагеря — сторонников и противников его принятия.
Согласно проекту закона будет проведена реструктуризация иракской национальной
нефтяной компании — INOC, которая состояла из двух подразделений — южного и
северного. Вместо них предлагается создать несколько региональных компаний.
Авторы закона считают, что доходы от экспорта нефти будут справедливо
распределены между 17 провинциями Ирака, а либерализация нефтяной промышленности
даст «зеленый свет» иностранным компаниям, а значит, притоку инвестиций и
развитию «нефтянки» и инфраструктуры этих районов.
Проект закона в нынешней редакции позволяет провинциям Ирака самостоятельно
распоряжаться нефтяными участками, заключать договоры с иностранными компаниями
о разведке, добыче и транспортировке нефти.
Противники закона, собравшиеся в Аммане (Иордания) по инициативе
неправительственной организации «Центр изучения проблем современного Ирака»,
подвергли резкой критике его проект. Свыше 100 экспертов в области нефтедобычи,
экономики и международного права направили открытое письмо в парламент страны о
приостановлении рассмотрения проекта до разрешения всех основных противоречий. К
примеру, Зия Альбака, из бывшего руководства «нефтянки», предупреждает, что «с
принятием этого закона Ирак потеряет контроль над «черным золотом» страны». Асам Челеби, бывший министр нефти, считает, что обсуждение столь важного документа в
отсутствие политической и экономической стабильности — весьма сомнительное
занятие. В целом на конференции было озвучено единодушное мнение, что
самостоятельная нефтяная политика провинций ослабляет рычаги центральной
власти и решает задачи Международного энергетического агентства (МЭА).
Противники проекта закона требуют передачи всех полномочий по заключению
договоров с иностранными компаниями «федеральному совету по нефти и газу»,
создание которого предусмотрено в проекте. Федерация профсоюзов Ирака пригрозила,
что в случае утверждения парламентом закона обратится к рабочим с призывом
«игнорировать закон и выступить против решения парламента». По словам
Субхи Альбадри, руководителя профсоюзов Ирака, «нефть не принадлежит личности
или группе людей, а является достоянием всего иракского народа». С другой
стороны, Джозеф Байден, американский сенатор-демократ, призывает дать больше
автономии и власти провинциям ввиду бессилия центра принять даже закон о нефти.
Байден считает, что мнение администрации и конгресса о способности центральной
власти обеспечить безопасность в Ираке ошибочно. Так кто же прав и нужен ли
новый закон Ираку?
ДОБЫЧА ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ…
Нефть является основным источником экономики страны, составляя 70% ВВП и 95%
государственных доходов. После оккупации 2003 г. добыча с 3,5 млн барр. в день
упала примерно до 1,5 млн. Страна располагает мощностями для переработки 630
тыс. барр. нефти в день, однако перерабатывает лишь 477 тыс., при том, что
внутренние потребности составляют 544 тыс. барр. В стране действует восемь НПЗ,
из которых наиболее крупные — Бейджи, Ад-Довра (центр Ирака) и Аль-Басра (юг).
По «счастливой случайности» ни один из заводов не пострадал во время известных
событий, но все они задействованы лишь на 50—70% своих возможностей.
Магистральный трубопровод (Iraq strategic pipeline) проходит через всю страну,
соединяясь с трубопроводами Саудовской Аравии, Сирии и Турции (до терминала
Джейхан), его пропускная способность составляет 800 тыс. барр. в сутки. По
данным министерства нефти Ирака, добыча нефти в июне с.г. составила 2,052 млн
барр. (в мае соответственно 2,123 млн). Далее: экспорт нефти с южных причалов
(Басра и Хоральомайе) составил в мае 1,563 млн барр., в июне — 1,504 млн
баррелей. На севере добыча составила в мае 206 тыс., в июне 204 тыс. барр. в
день.
И это при том, что нефтяные месторождения Ирака отличаются высокими дебитами
скважин. К примеру, в Киркуке (Курдистан) дебит отдельных скважин свыше 100 тыс.
баррелей в сутки!
Вместе с тем за июнь по северному трубопроводу до турецкого Джейхана не было
отправлено ни одного барреля. Для сравнения: во времена Саддама ежедневно Ирак
экспортировал 1,2 млн барр. только из Киркука. По мнению экспертов, в 2005 г.
потери из-за постоянных диверсий составили 6,25 млрд долларов.
ЭТНИЧЕСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ СТАНОВЯТСЯ ОСТРЕЕ
Де-факто Ирак разделен на три части: южную, где большинство составляют
арабы-шииты, центральную, где у власти, несмотря на свою малочисленность,
всегда находились арабы-сунниты, и северную, где проживают курды. Сегодня можно
уже говорить о существовании собственных шиитских, суннитских и курдских военных
формирований, действующих автономно друг от друга. Эти отряды готовы защищать
нефтяные участки своего региона, вывозить и продавать нефть, взамен приобретая
оружие. В частности, шесть тысяч курдов-боевиков (не регулярные войска!)
выразили желание охранять нефтепровод от Киркука до порта Джейхан, который по
причине постоянных диверсий практически не функционирует.
У политического руководства этих трех сторон далеко идущие планы. Вектор
иракцев-шиитов направлен в сторону шиитского Ирана. Если предположить, что по
проекту закона шиитам будет дано «поле для коммерческого простора» и право
самим определять будущих партнеров-операторов, видимо, политические приоритеты
будут преобладать над иными. В лучшем случае это будут совместные с иранцами предприятия. Дж. Садунзаде, член комиссии по энергетике парламента Ирана,
приветствует участие иранских специалистов в нефтяных проектах соседей, считает
выгодным экспорт технических и инженерных услуг, заметив, однако: «Наше
отсутствие будет быстро заполнено, и, скорее всего, компаниями враждебных нам
стран». А министр нефти Ирака Аш-Шахрестани пригласил иранские фирмы
участвовать в строительстве четырех НПЗ. Речь идет о заводе в г. Куя на севере
страны мощностью 70 тыс. барр. в день, НПЗ Аннасер и Альамара на юге страны
мощностью 300 тыс. барр., а также модернизации действующего НПЗ Аннахрин южнее Багдада. С учетом того, что вместе с компаниями
в страну приходят спецслужбы, в ближайшем будущем мы можем стать свидетелями
нового противостояния интересов США, Великобритании, с одной стороны, и Ирана
— с другой. На конференции в Аммане было отмечено, что, хотя основные районы
добычи нефти находятся на юге Ирака, перспективные залежи обнаружены на севере,
и надежды правительства устремлены туда, где живут курды. Однако локальные
военные операции Саддама против курдов в современной истории совместного
проживания под одним флагом наглядно свидетельствуют о том, что курды весьма
скептически смотрят на будущий политический брак с шиитами и суннитами.
Неудивительно, что проект закона о нефти встречен в штыки курдами, которые
считают несправедливым дележ «нефтяного пирога». Тарик Шафик, один из соавторов
закона о нефти, заявил, что «существует принципиальное расхождение взглядов
центрального правительства и курдского руководства». Даже визит президента
Ирака Джалала Талабани (курда по национальности) в США в июне с.г. расценен
шиитским большинством и суннитским меньшинством как попытка курдов получить
дополнительные льготы.
Над политическим руководством курдов довлеет грандиозный план строительства
«великого Курдистана», который объединил бы турецких, сирийских и иранских
курдов, естественно, с их территориями. Видимо, можно предположить, что «эти
притязания» курдов не останутся без внимания спецслужб Ирана и Турции. Вместе с
тем Курдистан считается относительно спокойным районом, где курды, несмотря на
внутренние противоречия, контролируют экономику и «нефтянку».
Свидетельство тому — возвращение в Ирак после 35-летнего перерыва Shell, только
не на юг страны, а в Курдистан. Контракт подписан с курдским правительством и
включает наряду с добычей газа в районе Киркука строительство газопровода до
Джейхана. По этой же схеме в Курдистане заключила сделку норвежская компания DNO. На развитие этого же района правительство Японии открывает кредит на
708 млн долл. со сроком погашения 40 лет, под 0,75% годовых. Наконец, арабы-сунниты, в «территориальных владениях»
которых выработанные скважины, но при этом действующие НПЗ. Они контролируют
трубопровод в центре страны, где он раздваивается на запад (Сирия) и север
(Турция). По сравнению с бедным и неграмотным югом и севером арабы-сунниты —
наиболее элитарная часть иракского общества, представленная интеллигенцией,
технократами, военными и политиками, как, например, казненный Саддам Хусейн.
Очагами сопротивления коалиционным войскам считаются районы проживания
арабов-суннитов. Они опираются как на «солидарность и поддержку
братьев-суннитов» (Египет, Марокко), так и ваххабитов (Саудовская Аравия,
Катар), Аль-Каиду.
Проект закона о нефти лишь ускорил торг между тремя сторонами. Сейчас они
пытаются оторвать у центральной власти как можно больше. Выгоден ли США
политический вакуум и «югославский сценарий» в Ираке? Ответ очевиден. В конце
концов договариваться легче с каждой стороной в отдельности, нежели с тремя за
одним столом. При первых же признаках очередного начала межэтнических
конфликтов США, как всегда, во главу угла поставят свои «национальные интересы».
В данном случае интерес один — тот самый «приз», который вице-президент Чейни
будет крепко держать в руках. Пока же, как сказал президент Дж. Буш на встрече с
Дж. Талабани, «администрация плотно работает над законами, над реформами, а
также над выборами в Ираке», в стране продолжаются взрывы, множатся ряды
шахидов…
От редакции. «Западная Курна-2» (главный акционер прежнего проекта разработки
месторождения, прерванного в 2002-м режимом Саддама Хусейна, — российский
«ЛУКОЙЛ») будет передана INOC, сообщил на пресс-конференции в Москве 9
августа министр нефти Ирака Аш-Шахрестани. Он отметил, что готовящийся к
принятию в сентябре иракский закон о нефти и газе делит все нефтяные залежи на
разведанные и уже разрабатываемые. К последним относятся 27 месторождений, в
том числе «Западная Курна-2». Именно разрабатываемые месторождения и отдадут INOC, которая будет вправе привлекать через тендеры в качестве подрядчиков
иностранные компании. INOC также будут передаваться разведанные месторождения,
находящиеся вблизи действующих. Разведанные блоки, расположенные в отдалении от
разрабатываемых, планируется выставлять на тендеры.
|
|
|
|
|
|
|
|