Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Европе нужен газ Nord Stream, и она его получит

 
   

Работы по проекту «Северный поток» (Nord Stream) идут точно по графику. Какие проблемы приходится решать по ходу дела? Опасны ли для газопровода захороненные на дне Балтики боеприпасы? Не нанесет ли вред морским обитателям строительство столь масштабного сооружения? На вопросы «Мировой энергетики» отвечает технический директор компании Nord Stream AG Сергей СЕРДЮКОВ.

 

 
 

Сергей СЕРДЮКОВ,
Технический директор компании Nord Stream AG

 
  — Сергей Гаврилович, в 2008 году намечено строительство участка Nord Stream, который пойдет по дну Балтийского моря. Как продвигаются исследования по оценке рисков воздействия газопровода на экологию Балтики?

— Nord Stream является транснациональным проектом, и его строительство регулируется международными конвенциями и национальным правом каждого государства, через территорию которого будет проходить газопровод. Огромную значимость для подобных проектов имеет неукоснительное соблюдение «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспоо). Этот документ закрепляет обязательства всех сторон в отношении оценки воздействия на окружающую среду на ранних стадиях планирования проекта. В конвенции также оговариваются обязательства государств уведомлять и консультироваться друг с другом по всем крупным проектам, которые могли бы оказать значительное воздействие на окружающую среду, выходящее за рамки территориальных границ.

Поэтому Nord Stream со всей ответственностью и вниманием подошел к исследованиям по оценке воздействия будущего газопровода на окружающую среду. Во всех странах Балтийского региона была проведена серия международных консультаций с представителями властей и общественности. В рамках первого этапа консультаций Nord Stream принял участие в 22 общественных слушаниях и в сотне встреч с представителями государственных органов и общественности. Комментарии и пожелания, полученные от общественности стран, граничащих с Балтийским морем, будут учтены в ходе дополнительных исследований и при подготовке отчета по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Отчет будет готов до конца 2007 года. Параллельно с консультациями продолжаются исследования Балтийского моря вдоль трассы газопровода, чтобы оптимизировать маршрут. Уже сегодня исследованы тысячи квадратных километров Балтийского моря. Исследования, которые уже были и еще будут проведены в ходе проектирования, — ценный вклад в изучение морской среды. Будут взяты свыше тысячи проб воды и грунта. Исследования дна ведутся с использованием самого современного оборудования: многолучевого эхолота, гидролокатора для сканирования неровностей дна, профилографов для изучения почвенных слоев и магнитометра для сканирования металлических объектов. Дно Балтийского моря вдоль трассы газопровода будет тщательно исследовано на предмет обнаружения фрагментов боеприпасов времен Второй мировой войны. Мы убеждены не только в полной экологической надежности нашего проекта, но я лично — в его положительной экологической составляющей. Вся информация, собранная во время исследований, также будет включена в отчет ОВОС и представлена общественности.

— Как Nord Stream собирается решать проблемы, связанные с затопленными в Балтийском море боеприпасами?

— Маршрут газопровода изначально был спланирован так, чтобы он не пересекал места таких захоронений. Кроме того, основываясь на результатах исследований, проведенных по заказу «Газпрома» в 2005—2006 гг., компания Nord Stream обследовала всю трассу трубопровода в поисках боеприпасов. В этом году будут проведены еще более тщательные исследования в целях проверки морского дна, включая зоны, где возможна корректировка маршрута газопровода. В случае обнаружения боеприпасов Nord Stream по возможности скорректирует маршрут газопровода во избежание нежелательного взаимодействия с ними. Если изменить маршрут окажется невозможным, то тщательно обследует обнаруженные объекты и запросит указания со стороны ответственных органов и дождется удаления боеприпасов с морского дна. Кроме того, Nord Stream сообщит об обнаружении любых боеприпасов в ответственные государственные органы соответствующей страны, в чьей компетенции находится организация и контроль их удаления со дна моря.

В ходе исследования будет проведена особо тщательная проверка участков трассы газопровода в районах двух известных мест захоронения химических боеприпасов: к востоку от острова Борнхольм и к юго-востоку от острова Готланд, а также тщательное обследование участков, по которым будет предложено провести газопровод в случае необходимости корректировки маршрута.

— Не повлияет ли на начало строительства подводной части газопровода меморандум Литвы, Латвии, Эстонии и Польши к Еврокомиссии об изменении трассы Nord Stream?


— ЕС расценивает проект строительства нового газопровода как один из приоритетных энергетических проектов, отвечающих интересам Европы. В 2006 г. Европейская комиссия в очередной раз подтвердила статус газопровода как трансъевропейской энергетической сети (Trans-European Energy Networks — TEN-Е). Трубопровод Nord Stream представляет собой ключевой проект по созданию важнейших трансграничных транспортных мощностей, направленный на обеспечение устойчивого развития и энергобезопасности Европы. Это означает, что страны — члены EC должны содействовать скорейшей реализации проекта и принимать необходимые меры для того, чтобы строительство было начато в срок.

— Чем определялся выбор маршрута Nord Stream?

— Решение о строительстве Nord Stream было принято с учетом широкого ряда технических, экологических и экономических факторов. В 1997—1999 гг. было разработано интегрированное технико-экономическое обоснование с учетом альтернативных маршрутов и мест для выхода газопровода на сушу. Предлагаемый вариант был определен как оптимальный.

Еще в апреле мы решили провести дополнительные исследования, чтобы изучить возможности оптимизации маршрута для снижения экологических рисков. Такое решение было принято на основе анализа заявлений, полученных в ходе международных консультаций стран Балтийского региона, проводившихся нами в соответствии с международным законодательством. Возможности оптимизации маршрута будут исследованы в трех зонах: Финском заливе — в эксклюзивной экономической зоне Эстонии, к югу от острова Готланд — в эксклюзивной экономической зоне Швеции, а также рядом с островом Борнхольм — Дания. Исследования и работа по проекту ведутся нами по графику и определяются исключительно соображениями законности и целесообразности.

— Как вы оцениваете альтернативный Nord Stream вариант — газопровод Amber, проект которого предложили рассмотреть Еврокомиссии страны Прибалтики и Польша?

— Необходимо уточнить, что страны Прибалтики и Польша обратились к Еврокомиссии с просьбой профинансировать исследования возможности прокладки сухопутного газопровода Amber. Мы в принципе позитивно относимся к проведению исследований прокладки дополнительных газопроводов. Nord Stream сможет обеспечить лишь четверть дополнительных объемов импорта, которые понадобятся Европе к 2015 г, и потому строительство других газопроводов необходимо. Известно, что, по прогнозам, к 2015 г. потребность в импорте природного газа в страны ЕС возрастет на 230 миллиардов кубических метров в год.

Однако Amber не может расцениваться как альтернатива, т.к. Nord Stream — морской газопровод. Проекту Nord Stream был присвоен статус приоритетного для Европы на основании доказанных преимуществ морского газопровода. Надежность морских газопроводов на порядок выше, чем сухопутных. И это легко объяснимо, ведь такой газопровод удален от деятельности человека. Когда труба лежит на большой глубине, она сама себя защищает, к тому же выполнена с повышенным коэффициентом надежности. Даже если на нее упадет якорь или опустится затонувшее судно, магистрали это не повредит.

Сухопутные газопроводы помимо повышенных эксплуатационных рисков, связанных с антропогенным воздействием, неизбежно пересекают такие чувствительные с экологической точки зрения зоны, как леса и реки, а также населенные пункты и участки, находящиеся в частной собственности. Риски для окружающей среды и человека на порядок выше, и процедура переговоров и согласований по всей трассе транснационального газопровода может занять очень много времени, особенно в спорных случаях.

— Какие современные технические решения будут применяться при сооружении газопровода?

— Газопровод будет состоять из трех секций с разной толщиной стенки трубы. Очевидно, что на разных участках трубопровода рабочее давление будет существенно отличаться. С уменьшением давления будет уменьшаться и толщина стенки — от 41 до 27 мм. Такое решение позволит значительно сэкономить расход дорогого высококачественного металла. Трубная сталь будет соответствовать стандарту API 5LX-70. Внутренняя поверхность трубы будет покрыта эпоксидным покрытием, которое сглаживает ее шероховатость и уменьшает сопротивление движению газа. Внутренние покрытия уже стали нормой для наземных газопроводов, они обеспечивают до 15% роста производительности. Снаружи трубопровод защитит антикоррозионное полиэтиленовое или асфальтоэмалевое покрытие. И сверху — бетонная «рубашка» толщиной от 60 до 150 мм и плотностью 3—4 кг/дм3. Вместо песка в таком бетоне используется железная руда. У «рубашки» три задачи: утяжеление — чтобы труба гарантированно легла на дно; придание жесткости конструкции — чтобы при перемещении придонных масс трубопровод не деформировался; защита от внешних воздействий — такому панцирю не повредит даже брошенный якорь. Нам предстоит определить подрядчиков, которые будут обетонировать трубы. Защиту от коррозионной активности морской воды обеспечат также анодные вставки, или так называемые жертвенные аноды. Позиционирование, сварка и прокладка трубопровода будут осуществляться с помощью трубоукладочных судов, о которых я уже говорил. Это гигантские трубопроводные «фабрики» со сварочными установками. Сначала трубы свариваются в двухтрубные секции методом поворотной сварки, затем — в линию методом CRC*.

Для проверки качества каждого шва будут применяться рентгеновский и ультразвуковой методы. Прокладка предусмотрена с помощью S-метода, то есть труба опускается на дно со стороны кормы судна, что по форме напоминает букву S. Проектная скорость укладки — около 3 км в сутки. Укладка будет производиться круглосуточно.

— Выбран ли уже поставщик труб для Nord Stream?

— Поставщик труб будет определен на основе международного тендера в течение этого года. В тендере участвуют японские, немецкие и российские производители. Компания Nord Stream выбирает всех субподрядчиков на конкурсной основе. Для нас такая процедура служит гарантией привлечения к участию в проекте лучших кандидатов, способных обеспечить реализацию проекта на самом высоком уровне.

— По вашему мнению, поступит ли первый российский газ по Nord Stream в Европу, как планировалось, к 2010 году?

— Важно отметить, что Европе необходимы эти поставки, и Nord Stream делает все для того, чтобы реализовать проект в назначенный срок. Существенные объемы газа, которые будут поставляться по Nord Stream, уже законтрактованы, и потребители ждут поставок с конца 2010 года. Контракты на поставку подписаны с такими компаниями, как E.On Ruhrgas, Германия (4 млрд м3 в год), Wingas (9 млрд), Dong Energy, Дания (1 млрд), Gaz de France, Франция (2,5 млрд), Gazprom Marketing rading, Великобритания (4 млрд).

Мы взяли на себя обязательства перед крупными компаниями и европейским сообществом в целом. Работы по проекту ведутся по графику, и я уверен, что мы выполним взятые обязательства с соблюдением всех норм международного законодательства. Однако до начала строительства компания должна получить разрешение на строительство на основании положительного заключения по оценке воздействия на окружающую среду. И в этом направлении мы ведем большую работу.

(*Автоматическая сварка труб по технологии американской компании CRC-Evans.)

ОТ РЕДАКЦИИ
Компания Nord Stream решила проложить трассу газопровода в районе датского острова Борнхольм севернее его (в экономической зоне Швеции), а не южнее. В результате трасса удлинится на 8 км. Северный вариант будет еще более удален от мест захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны к югу от Борнхольма. Новый маршрут минимизирует экологические риски, а также предотвращает задержку строительства из-за неурегулированной между Данией и Польшей морской границы к югу от Борнхольма.



СЕРДЮКОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ
Родился 25 июля 1954 г. в Воронежской обл. В 1976 г. окончил Новочеркасский политехнический институт и был направлен в «Уралтрансгаз» Мингазпрома СССР.
В 1979 г. назначен главным инженером Саракташского ЛПУ.
В 1984 г. стал уполномоченным министра газовой промышленности на строительстве компрессорной станции Чайковская газопровода Уренгой — Центр-1 и в этом же году — главным инженером ПО «Пермтрансгаз».
С 1988 г. работал главным инженером треста «Уралинтергазстрой».
В 1994 г. назначен генеральным директором АО «Криогаз»,
в 1995 г. — генеральным директором АОЗТ «Сигма-Газ».
С 1996 г. возглавлял «Лентрансгаз» «Газпрома».
С 2006 г. — технический директор компании Nord Stream AG.
Награжден орденом «Знак Почета».

Кандидат технических наук.

 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru