Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Каспий замедленного действия

 
   

Экологическая ситуация в каспийском экономическом секторе Азербайджана оценивается экологами республики в диапазоне от «тревожная» до «катастрофическая». Свой «вклад в дело загрязнения Каспия» продуктами техногенной деятельности вносят морская нефтедобыча, неочищенные промышленные и бытовые стоки и морские суда — как плавающие по морю, так и лежащие на его дне.

 

 
 

Владимир МИШИН,
собкор журнала «Нефть России» в Азербайджане
специально для «Мировой энергетики»

 
 
Мировая Энергетика ПАЦИЕНТ СЕРЬЕЗНО БОЛЕН

— Животный мир в шельфовой зоне Каспия практически вымер, — утверждают в Центре по проблемам Каспийского моря, действующем при Национальной академии наук Азербайджана. Губительны для флоры и фауны, во-первых, нефтяная пленка на море, нарушающая тепловой, газовый и водяной обмен между атмосферой и поверхностью акватории. А во-вторых, различные химические вещества (углеводороды, фенолы, фосфаты, нитраты, свинец, ртуть и другие), попадающие в акваторию в результате промышленной деятельности человека на море и суше.

Так , например, даже удаленные от берега старые месторождения Апшерона, почва которых на глубину до 3 м насыщена нефтью и нефтепродуктами, представляют для Каспия реальную угрозу. Потому что, попадая в грунтовые воды с поверхности почвы, углеводородные соединения мигрируют из зоны аэрации в анаэробные зоны, где разложение нефти и нефтепродуктов микробами практически заторможено. Как следствие, загрязнение углеводородными фракциями в грунтовых водах Апшерона в 22—100 раз превышает ПДК. При этом вектор движения грунтовых вод в центральной и восточной части полуострова направлен к северо-восточному и южному побережью. В результате загрязненные углеводородами грунтовые воды выносят значительную часть нефти и нефтепродуктов, «собранных» на Апшероне, в акваторию Каспия.

Поэтому даже если в основу критерия загрязненности моря положить ПДК тех или иных веществ, то оснований для экологической тревоги будет предостаточно. Во всяком случае, если судить по данным, закрытым для широкого доступа, в каспийском секторе Азербайджана ПДК основных веществ, загрязняющих море, превышены в несколько раз. Та к, на относительно благополучном шельфе северного Апшерона количество углеводородов в морской воде достигает 2—10 ПДК (вариации по зонам взятия проб), а фенолов — 8—10 ПДК. В донных же отложениях шельфа северного Апшерона в 1 кг донной массы в среднем содержатся до 2 г нефтепродуктов, 1 г фенолов и 0,6 г ртути.

ЧЕМ ПАХНЕТ РЫБА?

Но поистине катастрофическая экологическая ситуация наблюдается в Бакинской бухте, в акваторию которой ежегодно сбрасывается до 500 млн м3 сточных вод. При этом концентрация загрязняющих веществ в бухте — самая высокая на Каспии и составляет по нефтепродуктам — 10—50 ПДК, фенолам — 18—30 ПДК, ртути — 2—5 ПДК. Ну а донные отложения в Бакинской бухте, глубина пластов которых достигает 2,7 м, — это поистине техногенный ад. Так , например, в каждом килограмме донной массы содержится до 150 г нефтепродуктов и до 10 г фенолов.

И весь этот техногенный химический яд вынужден «употреблять в пищу» каспийский фитопланктон, насчитывающий 449 видов и разновидностей и способный производить до 2 млрд т биомассы в го д. Затем «вкусивший» нефтепродукты, фенолы, ртуть и другие токсичные вещества фитопланктон становится основным продуктом питания для 6725 видов каспийских беспозвоночных. Которые, в свою очередь, являются продуктом питания для многих каспийских рыб (крупные хищники, поедающие мелкую рыбешку, не исключение по части накопления техногенных ядов). Ну а дальше круг замыкается на человеке, на стол которому и попадает в конечном счете рыба или ее икра вместе со всеми канцерогенными и мутагенными «прелестями» каспийского химического букета.

Трагизм экологической ситуации на Каспии резко усиливает замкнутость моря, в котором в отличие от мирового океана химическая диффузия локализована береговыми границами акватории. В результате на Каспии с каждым годом все сильнее обостряется проблема хронического загрязнения, чрезвычайно опасного для гидробионтов. Не явное, скрытое, медленно действующее хроническое загрязнение приводит к необратимым нарушениям на популяционно-генетическом уровне, которые в полной мере проявятся через 20—30 лет, когда Каспий окончательно превратится в гигантскую свалку «генетического мусора».

ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ «МЕРКУРИЯ-2»

Сложная экологическая ситуация, сложившаяся на каспийском шельфе Азербайджана, подвигла официальный Баку на разработку и принятие «Плана комплексных мероприятий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике на 2006—2010 гг.»

В рамках этого плана на всех промышленных предприятиях, загрязняющих сточными водами Бакинскую бухту (а это прежде всего НПЗ и судоремонтные заводы), должны быть установлены локальные очистные установки. Планируется также реконструировать очистные сооружения на островах Пираллахи, Очилов, Гуми нефтегазодобывающем комплексе Нефтяные Камни, а также в домах отдыха и санаториях, расположенных на побережье Каспийского моря.

Правда, сколько средств необходимо для выполнения всего этого заявленного Азербайджаном «Плана комплексных мероприятий» и сколько их уже выделено, например, для строительства или модернизации тех же очистных сооружений, не смогли сказать ни в Министерстве экологии и природных ресурсов республики, ни в Министерстве экономики, ни в Минфине. Ну а раз нет необходимых средств на выполнение «Плана», то и о подъеме 13 кораблей, покоящихся на каспийском шельфе Азербайджана за пределами Бакинской бухты, речь пока даже не идет.

В частности, не планируется поднимать принадлежащий Каспийскому морскому пароходству (Каспару) Азербайджана паром «Меркурий-2», затонувший 22 октября 2002 г. в 100 км к востоку от Баку. «Меркурий-2» шел из Актау в Баку, на его грузовых палубах находились 16 железнодорожных цистерн с казахстанской нефтью ( суммарно — почти 1 тыс. т жидких углеводородов плюс дизельное топливо в топливных резервуарах судна). «Меркурий-2» затонул на глубине более 140 м, поднять его на поверхность сам Каспар не может (в пароходстве нам однозначно сказали, что «мы компания транспортная и подъемом затонувших кораблей не занимаемся»). А заключать контракт на подъем парома с какими либо иностранными специализированными фирмами не планирует по причине высокой стоимости таких работ. Таким образом, выброс в Каспий всей нефти в цистернах, перевозившихся «Меркурием-2», — это лишь вопрос времени, необходимого для коррозии металла, который отделяет токсичные жидкие углеводороды от каспийской воды.

БУХТА ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ

Поднять собственными силами «Меркурий-2» длиною 155 м и шириною 18 м Азербайджан, конечно, не может. Другое дело, небольшие суда, затонувшие за несколько десятилетий в Бакинской бухте. Таковых, по данным Минэкологии Азербайджана, насчитывается более ста. В том числе 57 кораблей военно-морского флота, 40 небольших рыболовецких судов, 2 портовых буксира и 3 вспомогательных судна Каспара. Как сообщил начальник управления каспийского комплексного экологического мониторинга Минэкологии Мирсалам Гамбаров, который как раз и курирует подъем затонувших в Бакинской бухте судов, их суммарное водоизмещение оценивается в 2 тыс. тонн. Выполнить весь комплекс работ по поднятию судов поручено министерствам экологии, экономического развития, обороны (на части затонувших судов ВМФ могу т находиться боеприпасы, поэтому необходима помощь специалистов-минеров), Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) и Каспару. Кроме того, Бакинская бухта должна быть также очищена от неиспользуемых металлических и бетонных конструкций. Завершить весь комплекс работ по очистке Бакинской бухты в Азербайджане надеются до конца 2010 г.

Мировая Энергетика Основную работ у по подъему затонувших кораблей должна провести ГНКАР, в состав вспомогательного флот а которой входят 25 крановых судов. То есть поднять со дна Бакинской бухты все 2 тыс. т затонувших кораблей задача для ГНКАР технически вполне рядовая. Единственная проблема на пути полной очистки Бакинской бухты от лежащего на ее дне корабельного хлама — это финансирование в рамках утвержденного президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым «Плана комплексных мероприятий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике на 2006—2010 гг.». Однако подъем затонувших кораблей экологические проблемы Бакинской бухты, в акватории которой более 100 лет накапливались, как официально заявляет Минэкологии Азербайджана, «многопластовые отложения, в том числе нефти и тяжелых металлов», не решит. А о планах по вычерпыванию со дна Бакинской бухты почти 3-метровых отложений, насыщенных нефтью и тяжелыми металлами, в Минэкологии предпочитают не говорить. Потому что задача эта, во-первых, куда более сложная и дорогостоящая, чем подъем затонувших кораблей. А во-вторых, пока неясно, что делать с извлеченными из-под воды многопластовыми отложениями. Ржавый корабельный металл, поднятый со дна бухты, отправляют на переплавку. Для многопластовых отложений «переплавка» пока не придумана. Предать их огню — значит выбросить в атмосферу миллионы тонн токсичных веществ. Упрятать их в специальный могильник? Так его надо сначала построить. Вот и получается, что красивый рапорт об очистке Бакинской бухты от затонувших кораблей в 2010 г. (или позднее) обязательно прозвучит. Только Бакинская бухта и в целом Каспий от этого экологически безопаснее не станут…
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru