 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Август 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Каспий замедленного действия
|
|
|
Экологическая ситуация в каспийском экономическом секторе Азербайджана оценивается экологами республики в диапазоне от «тревожная» до «катастрофическая».
Свой «вклад в дело загрязнения Каспия» продуктами техногенной деятельности вносят морская нефтедобыча, неочищенные промышленные и бытовые стоки и морские
суда — как плавающие по морю, так и лежащие на его дне.
|
|
|
Владимир МИШИН, собкор журнала «Нефть России» в Азербайджане специально для «Мировой энергетики»
|
|
|
ПАЦИЕНТ СЕРЬЕЗНО БОЛЕН
— Животный мир в шельфовой зоне Каспия практически вымер, — утверждают в Центре
по проблемам Каспийского моря, действующем при Национальной академии наук
Азербайджана. Губительны для флоры и фауны, во-первых, нефтяная пленка на море,
нарушающая тепловой, газовый и водяной обмен между атмосферой и поверхностью
акватории. А во-вторых, различные химические вещества (углеводороды, фенолы,
фосфаты, нитраты, свинец, ртуть и другие), попадающие в акваторию в результате
промышленной деятельности человека на море и суше.
Так , например, даже удаленные от берега старые месторождения Апшерона, почва которых на глубину до 3 м насыщена нефтью и нефтепродуктами, представляют для
Каспия реальную угрозу. Потому что, попадая в грунтовые воды с поверхности
почвы, углеводородные соединения мигрируют из зоны аэрации в анаэробные зоны,
где разложение нефти и нефтепродуктов микробами практически заторможено. Как
следствие, загрязнение углеводородными фракциями в грунтовых водах Апшерона в
22—100 раз превышает ПДК. При этом вектор движения грунтовых вод в центральной
и восточной части полуострова направлен к северо-восточному и южному побережью.
В результате загрязненные углеводородами грунтовые воды выносят значительную
часть нефти и нефтепродуктов, «собранных» на Апшероне, в акваторию Каспия.
Поэтому даже если в основу критерия загрязненности моря положить ПДК тех или
иных веществ, то оснований для экологической тревоги будет предостаточно. Во
всяком случае, если судить по данным, закрытым для широкого доступа, в
каспийском секторе Азербайджана ПДК основных веществ, загрязняющих море,
превышены в несколько раз. Та к, на относительно благополучном шельфе северного
Апшерона количество углеводородов в морской воде достигает 2—10 ПДК (вариации
по зонам взятия проб), а фенолов — 8—10 ПДК. В донных же отложениях шельфа
северного Апшерона в 1 кг донной массы в среднем содержатся до 2 г нефтепродуктов, 1 г фенолов и 0,6 г
ртути.
ЧЕМ ПАХНЕТ РЫБА?
Но поистине катастрофическая экологическая ситуация наблюдается в Бакинской
бухте, в акваторию которой ежегодно сбрасывается до 500 млн м3 сточных вод. При
этом концентрация загрязняющих веществ в бухте — самая высокая на Каспии и
составляет по нефтепродуктам — 10—50 ПДК, фенолам — 18—30 ПДК, ртути — 2—5
ПДК. Ну а донные отложения в Бакинской бухте, глубина пластов которых достигает
2,7 м, — это поистине техногенный ад. Так , например, в каждом килограмме донной
массы содержится до 150 г нефтепродуктов и до 10 г фенолов.
И весь этот техногенный химический яд вынужден «употреблять в пищу» каспийский
фитопланктон, насчитывающий 449 видов и разновидностей и способный производить
до 2 млрд т биомассы в го д. Затем «вкусивший» нефтепродукты, фенолы, ртуть и
другие токсичные вещества фитопланктон становится основным продуктом питания
для 6725 видов каспийских беспозвоночных. Которые, в свою очередь, являются
продуктом питания для многих каспийских рыб (крупные хищники, поедающие мелкую
рыбешку, не исключение по части накопления техногенных ядов). Ну а дальше круг
замыкается на человеке, на стол которому и попадает в конечном счете рыба или
ее икра вместе со всеми канцерогенными и мутагенными «прелестями» каспийского
химического букета.
Трагизм экологической ситуации на Каспии резко усиливает замкнутость моря, в
котором в отличие от мирового океана химическая диффузия локализована
береговыми границами акватории. В результате на Каспии с каждым годом все
сильнее обостряется проблема хронического загрязнения, чрезвычайно опасного для
гидробионтов. Не явное, скрытое, медленно действующее хроническое загрязнение
приводит к необратимым нарушениям на популяционно-генетическом уровне, которые
в полной мере проявятся через 20—30 лет, когда Каспий окончательно превратится
в гигантскую свалку «генетического мусора».
ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ «МЕРКУРИЯ-2»
Сложная экологическая ситуация, сложившаяся на каспийском шельфе Азербайджана,
подвигла официальный Баку на разработку и принятие «Плана комплексных
мероприятий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике
на 2006—2010 гг.»
В рамках этого плана на всех промышленных предприятиях, загрязняющих сточными
водами Бакинскую бухту (а это прежде всего НПЗ и судоремонтные заводы), должны
быть установлены локальные очистные установки. Планируется также реконструировать
очистные сооружения на островах Пираллахи, Очилов, Гуми нефтегазодобывающем
комплексе Нефтяные Камни, а также в домах отдыха и санаториях, расположенных на
побережье Каспийского моря.
Правда, сколько средств необходимо для выполнения всего этого заявленного
Азербайджаном «Плана комплексных мероприятий» и сколько их уже выделено,
например, для строительства или модернизации тех же очистных сооружений, не
смогли сказать ни в Министерстве экологии и природных ресурсов республики, ни в
Министерстве экономики, ни в Минфине. Ну а раз нет необходимых средств на
выполнение «Плана», то и о подъеме 13 кораблей, покоящихся на каспийском шельфе
Азербайджана за пределами Бакинской бухты, речь пока даже не идет.
В частности, не планируется поднимать принадлежащий Каспийскому морскому
пароходству (Каспару) Азербайджана паром «Меркурий-2», затонувший 22 октября
2002 г. в 100 км к востоку от Баку. «Меркурий-2» шел из Актау в Баку, на его
грузовых палубах находились 16 железнодорожных цистерн с казахстанской нефтью (
суммарно — почти 1 тыс. т жидких углеводородов плюс дизельное топливо в
топливных резервуарах судна). «Меркурий-2» затонул на глубине более 140 м,
поднять его на поверхность сам Каспар не может (в пароходстве нам однозначно
сказали, что «мы компания транспортная и подъемом затонувших кораблей не
занимаемся»). А заключать контракт на подъем парома с какими либо иностранными
специализированными фирмами не планирует по причине высокой стоимости таких
работ. Таким образом, выброс в Каспий всей нефти в цистернах, перевозившихся «Меркурием-2», — это лишь вопрос времени, необходимого для коррозии металла,
который отделяет токсичные жидкие углеводороды от каспийской воды.
БУХТА ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ
Поднять собственными силами «Меркурий-2» длиною 155 м и шириною 18 м
Азербайджан, конечно, не может. Другое дело, небольшие суда, затонувшие за
несколько десятилетий в Бакинской бухте. Таковых, по данным Минэкологии
Азербайджана, насчитывается более ста. В том числе 57 кораблей военно-морского флота, 40 небольших рыболовецких судов, 2 портовых буксира и 3 вспомогательных
судна Каспара. Как сообщил начальник управления каспийского комплексного
экологического мониторинга Минэкологии Мирсалам Гамбаров, который как раз и
курирует подъем затонувших в Бакинской бухте судов, их суммарное водоизмещение
оценивается в 2 тыс. тонн. Выполнить весь комплекс работ по поднятию судов
поручено министерствам экологии, экономического развития, обороны (на части
затонувших судов ВМФ могу т находиться боеприпасы, поэтому необходима помощь
специалистов-минеров), Государственной нефтяной компании Азербайджанской
Республики (ГНКАР) и Каспару. Кроме того, Бакинская бухта должна быть также
очищена от неиспользуемых металлических и бетонных конструкций. Завершить весь
комплекс работ по очистке Бакинской бухты в Азербайджане надеются до конца 2010
г.
Основную работ у по подъему затонувших кораблей должна провести ГНКАР, в состав
вспомогательного флот а которой входят 25 крановых судов. То есть поднять со
дна Бакинской бухты все 2 тыс. т затонувших кораблей задача для ГНКАР технически
вполне рядовая. Единственная проблема на пути полной очистки Бакинской бухты
от лежащего на ее дне корабельного хлама — это финансирование в рамках
утвержденного президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым «Плана комплексных
мероприятий по улучшению экологической ситуации в Азербайджанской Республике
на 2006—2010 гг.». Однако подъем затонувших кораблей экологические проблемы
Бакинской бухты, в акватории которой более 100 лет накапливались, как
официально заявляет Минэкологии Азербайджана, «многопластовые отложения, в том
числе нефти и тяжелых металлов», не решит. А о планах по вычерпыванию со дна
Бакинской бухты почти 3-метровых отложений, насыщенных нефтью и тяжелыми
металлами, в Минэкологии предпочитают не говорить. Потому что задача эта,
во-первых, куда более сложная и дорогостоящая, чем подъем затонувших кораблей. А
во-вторых, пока неясно, что делать с извлеченными из-под воды многопластовыми
отложениями. Ржавый корабельный металл, поднятый со дна бухты, отправляют на
переплавку. Для многопластовых отложений «переплавка» пока не придумана. Предать
их огню — значит выбросить в атмосферу миллионы тонн токсичных веществ.
Упрятать их в специальный могильник? Так его надо сначала построить. Вот и
получается, что красивый рапорт об очистке Бакинской бухты от затонувших
кораблей в 2010 г. (или позднее) обязательно прозвучит. Только Бакинская бухта и
в целом Каспий от этого экологически безопаснее не станут…
|
|
|
|
|
|
|
|