Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Нефтяной бизнес становится национальным

 
   

Нигерия занимает одно из важнейших мест в системе не только африканских межгосударственных взаимоотношений, но и играет роль регионального «центра силы», источника значительной доли энергоносителей для мирового рынка. Именно поэтому активно растет интерес российского бизнеса к этой стране.

 

 
 

Евгений КОРЕНДЯСОВ,
Вадим ЗАЙЦЕВ,
Институт Африки РАН

 
  Мировая Энергетика
Доказанные запасы нефти в этой западноафриканской стране составляют 4,8 млрд.т. (по другим данным — 5,1 млрд.т.), а природного газа — 5,2 трлн. м3. В пересчете на нефтяной эквивалент доказанные запасы нефти и газа составляют почти 9 млрд. тонн. Таким образом, на Нигерию приходится от 3 до 4% мировых запасов нефти и газа, более 30% общеафриканских запасов нефти и более 40% — газа. Начало добычи нефти в Нигерии относится ко второй половине 50-х годов, промышленная добыча природного газа начата значительно позднее. Вплоть до недавнего времени почти весь добываемый при эксплуатации нефтяных скважин попутный газ сжигался. В 2005 г. объем добычи нефти составил 125,4 млн т, газа — 22 млрд. м3. Страна занимает 8-е место в мире по добыче нефти и 1-е — в Африке. Доля Нигерии в добыче газа в мире составляет 0,01%, на африканском континенте — 21%. По отдельным оценкам, добыча нефти в Нигерии в 2011 г. достигнет 1,2 млрд. баррелей (около 170 млн т) в год , газа — 60 млрд. м3. Добыча нефти и газа ведется на 120 месторождениях (всего в стране более 250). Практически все месторождения сконцентрированы в районе дельты реки Нигер, на юге страны. 57% добываемой нефти и 67% газа приходится на оффшорные месторождения.

Любой новый игрок на нигерийском рынке углеводородов сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны « старожилов», фактически монополизировавших добычу нефти и газа. Более 90% нефтедобычи приходится на « большую шестерку» — компании Shell, ChevronTexaco, Total, Agip Eni, ExxonMobil и ConocoPhillips.

В 1971 г. президент Якубу Говон, получавший значительную поддержку СССР в войне против сепаратистов, провозгласивших создание независимой республики Биафра, принял закон о национализации нефтяного сектора и создании государственной нигерийской национальной нефтяной корпорации (National Nigerian Petroleum Corporation, NNPC), которая получала до 60% капитала всех действующих в Нигерии иностранных компаний. Фактически ведущие производители нигерийской нефти стали смешанными компаниями, действующими на принципах режима раздела продукции. Но если новые условия внесли существенные изменения в распределение нефтяных доходов между государством и иностранными компаниями, они (по крайней мере на настоящий момент) нанесли лишь незначительный ущерб эксклюзивным правам «большой шестерки» на добычу нефти в Нигерии.

Данные о структуре капитала ведущих нефтедобывающих компаний свидетельствуют прежде всего о том, что в Нигерии присутствуют почти все основные игроки мирового нефтегазового рынка. Все они получают в Нигерии крупные доходы. Считается, что по крайней мере половина экспортной выручки, т. е. около 20 млрд. долл., приходится на иностранные добывающие компании.

ЭКСПОРТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

90% добываемой в Нигерии нефти и 70% газа экспортируется. Главными рынками сбыта являются страны Европейского союза и США. Соединенные Штаты экспортируют из Нигерии 900 тыс. баррелей нефти в день. На долю Нигерии приходится около 20% общего американского нефтяного импорта. В нефтяной сектор Нигерии американцы инвестировали 7 млрд. долл. Согласно данным ОПЕК за 2005 г. в США экспортировалось 936 тыс. баррелей в день, в страны ЕС — 498 тыс. баррелей, причем экспорт в Европу существенно не повышается, а в США растет значительно. Колебания объемов экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион, который в перспективе может стать крупнейшим импортером нигерийской нефти, объясняются резким снижением доли Японии (с 79 тыс. баррелей в день в 2002 г. до 10 тыс. в 2005 г.).

Нигерийское правительство провозгласило целью расширение внутреннего потребления энергоресурсов, но ее выполнение носит непоследовательный характер.

Мировая ЭнергетикаВ развитие газотранспортной инфраструктуры внутри страны ( первой ее очереди) намечено инвестировать 3,5 млрд. долл., главным образом для строительства газопроводов (в направлении северных регионов) общей протяженностью 3,5 тыс. км и мощностью 30 млрд. м3 газа в год .Однако значительно большие расходы предусмотрены для строительства газопроводов за рубеж. Первый из них намереваются проложить в Бенин, Того и Гану. Его мощность 1,4 млрд. м3 в год с последующим увеличением до 4,6 млрд. Газопровод создается в рамках интеграционных проектов западноафриканского региона. К строительным работам по газопроводу приступили ChevronTexaco и Shell.

Еще более впечатляющий проект строительства газопровода Нигерия — Алжир (через территорию Нигера и Мали) мощностью от 10 до 25 млрд. м3 в год, протяженностью 4400 км. Интерес к участию в реализации данного проекта проявляют Agip и Total, однако экономическая целесообразность проекта довольно спорна, так как транспортировка СПГ более выгодна, нежели прокачка по трубопроводу, те м более проектируемому в проблемном с точки зрения обеспечения безопасности сахарском регионе между Нигерией и Алжиром.

Целям расширения возможностей экспорта служит и программа увеличения мощностей единственного в стране завода по сжижению газа на острове Бонни. В январе 2006 г. выходная мощность достигла 17 млн т в год. С введением в 2007 г. 6-го модуля производство СПГ возрастет до 22 млн тонн. Завод принадлежит международному консорциуму, в котором 49% владеет дочерняя компания NNPC Nigeria Liqueёed Natural Gas Corporation, 25,6% — Shell, 15% — Total и 10,4% — Agip.

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА

В Нигерии работает четыре принадлежащих государству НПЗ мощностью около 20 млн т в год. До 2010 г. намечено построить еще три — пять заводов и модернизировать существующие.

Всего на данный момент в Нигерии выдано 18 лицензий на строительство частных НПЗ. Пока реальным представляется проект строительства в районе Лагоса (конгломератом нигерийских компаний) мощностью 7,5 млн т в год и проект индийской государственной нефтеперерабатывающей ONGC (совместно с Mittal Steel), предусматривающий строительство завода мощностью 7,5 млн тонн. Уровень капиталоемкости внутреннего рынка представляется недостаточным. За десять лет (1995 — 2005 гг.) потребление нефтепродуктов в стране выросло всего лишь с 187 тыс. барр. в день до 252 тыс. барр., в то время как добыча нефти за указанный период выросла с 1,9 млн барр. в день до 2,5 млн баррелей. Т.е. никакого опережающего развития внутреннего спроса не наблюдается, и это означает, что Нигерия сохранит преимущественно сырьевой экспортно-ориентированный характер экономики, что чревато значительными макроэкономическими рисками.

ПЕРСПЕКТИВЫ НОВЫХ ИГРОКОВ

С началом нового тысячелетия нигерийское правительство стремится либерализовать нефтяной сектор, добиться транспарентности механизмов добычи и распределения нефтегазовых ресурсов, ослабить влияние «шестерки», повысить роль национального нефтяного бизнеса, расширить доступ для капитала новых партнеров, к числу которых наряду с Китаем, Индией, Бразилией причисляется и Россия.

Так, операции на внутреннем рынке были в большой степени отданы на откуп национальным частным компаниям. Принимаются меры по укреплению регулирующей роли NNPC. Это способствует появлению сильных местных игроков (African Petroleum, Oando, Zenon Oil, Conoil и др.), расширению доступа более диверсифицированного по стране происхождения иностранного капитала. Если в середине 80-х годов в стране действовало 15—20 компаний, то сейчас их более 200, причем часть из них являются местными. Прогнозируется, что в ближайшее десятилетие доля западных компаний в добыче нигерийской нефти может сократиться до 70%. Среди новых инвесторов, по всей вероятности, на первое место выдвинется Китай.

РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Российские нефтегазовые компании давно интересуются возможностями расширения своего бизнеса в Нигерии. В последние годы их интерес к этой стране активизируется. Первые попытки российских компаний закрепиться на нигерийском рынке относятся к началу второй половины 90-х годов прошлого века.

«ЛУКОЙЛ»

Компания начинала свою деятельность в Нигерии с участия в транспортировке нигерийской нефти. В сентябре 2004 г. госпакет из 7,6% акций «ЛУКОЙЛа» был продан американской ConocoPhillips за 1,98 млрд. долларов. Новый акционер «ЛУКОЙЛа» участвует в добыче нефти и газа в дельте Нигера на четырех месторождениях OML 60-63 (Консорциум с Agip Eni и Национальной нигерийской нефтяной компанией, NNPC) и владеет лицензиями на четыре морских блока нигерийского шельфа. Кроме того, в Нигерии ConocoPhillips участвует в строительстве газовой электростанции Квале (Kwale) мощностью 480 МВт.

Таким образом, возможность кооперации с ConocoPhillips в Нигерии, а также в регионе Гвинейского залива для «ЛУКОЙЛа» представляется вполне реальной. Так, компания уже приобрела активы на шельфе Ганы и Кот-д’Ивуара, в Абиджане (Кот-д’Ивуар) открыт офис «ЛУКОЙЛа». Российский инвестор, видимо, рассматривает эти вложения как «пробные», а в дальнейшем не исключено начало работы в Республике Конго, Экваториальной Гвинее, Нигерии, так как регион в целом более чем перспективен для долгосрочных инвестиционных нефтегазовых стратегий.

В апреле 2007 г. «ЛУКОЙЛ Оверсиз» («дочка», занимающаяся зарубежными проектами компании) продал 50% Caspian Investment за 980 млн долл. Mittal Investment. Возможно, сотрудничество « ЛУКОЙЛ» и Mittal может распространиться и на страны Западной Африки, прежде всего Нигерию, где связанные с Mittal структуры уже реализуют масштабные инвестиционные проекты в нигерийской энергетике. По всей видимости, «ЛУКОЙЛ» давно интересуется возможностями своего прямого участия в нигерийской нефтедобыче. Однако компания продолжает считать риски вхождения в тот или иной проект довольно высокими.

«ЗАРУБЕЖНЕФТЬ»

В августе 2005 г. «Зарубежнефть» приняла участие в конкурсе, на котором планировалось распределить значительное число нефтеносных участков для эксплуатации зарубежными компаниями по модели СРП (соглашение о разделе продукции). Российская компания претендовала на сравнительно небольшие блоки 239 и 240 через свою британскую «дочку» Nestro. «Зарубежнефть» конкурс проиграла.

В ноябре 2005 г. глава Росэнерго Сергей Оганесян заявил, что «Зарубежнефть» подписала контракт на разработку двух морских месторождений в Нигерии. Речь шла именно о блоках 239 и 240, которые, по словам Оганесяна, «Зарубежнефть» предполагала разрабатывать с местным партнером — Stratar Energy Resources Ltd. Однако в конечном итоге этот проект не был реализован, так как нигерийский партнер оказался финансово несостоятелен. Как бы то ни было, неудачная попытка выхода на нигерийский рынок «Зарубежнефти», весьма вероятно, негативно сказалась на инвестиционных перспективах российских углеводородных компаний в Нигерии.

«ГАЗПРОМ»

В последнее время интерес к Нигерии проявляет «Газпром», который уже довольно активно работает в Алжире, Египте, Ливии. Это можно объяснить не столько интересом к добыче природного газа, запасы которого в Нигерии — крупнейшие на континенте, сколько желанием получить доступ к мощностям и технологиям по сжижению газа с выходом на перспективный рынок поставок СПГ в США и Европу с низкими транспортными издержками (на танкерах) и высокой нормой прибыли.

Есть все основания полагать, что российские компании активизируют свои усилия для включения Нигерии в сферу своей деятельности.

* * *


Нигерия сегодня — обширная строительная площадка, на которой создается мощная и современная нефтегазовая отрасль национальной экономики. Это открывает большие возможности для иностранных инвесторов по всем направлениям формирования нефтегазового комплекса, будь то геологоразведка, освоение новых месторождений, создание трубопроводной сети, производств нефтепереработки и нефтехимии. Однако реализация этих возможностей все еще связана со значительными коммерческими и особенно некоммерческими рисками. Непрозрачность движения потоков « нефтяных» денег порождает масштабную коррупцию и криминализацию нефтяного бизнеса (контрабандный экспорт нефти достигает 5—7 млрд. долл.). Отсутствие достаточного внимания к социальным и экологическим последствиям развития нефте- и газодобычи служит питательной почвой для проявления протестных движений, бандитских и террористических проявлений ( захват заложников, диверсии на нефтегазовой инфраструктуре и пр.).

Впрочем, такая ситуация не является уделом только Нигерии. В той или иной мере она присуща всем странам, экономика которых базируется на нефтедобыче. Обладая большими энергетическими ресурсами, Африка может стать альтернативой ближневосточному нефтегазовому бассейну, важнейшим полюсом глобальной энергетической безопасности. И в этом процессе одну из ведущих ролей призвана сыграть Нигерия.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru