Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

«Православный нефтепровод» в обход турецких проливов

 
   

Основная причина строительства трубопровода Бургас — Александруполис — стремление нефтедобывающих компаний минимизировать издержки, связанные с ограниченной пропускной способностью Босфора и Дарданелл, которые ныне являются единственным каналом танкерных поставок нефти из стран каспийского бассейна в Южную Европу.

 

 
 

Илья СОЛОВЬЕВ,
эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий

 
 
Идея проекта нефтепровода, связывающего Черное и Эгейское моря через греческую и болгарскую территории, была выдвинута рядом греческих и российских компаний еще в 1993 году. Привлекала возможность не только решить проблему перегруженности проливов, но и создать независимый от Турции канал транспортировки нефти из России и стран Центральной Азии в акваторию Средиземного моря. Предполагалось, что нефть из Новороссийска танкерами будет доставляться в болгарский Бургас, перекачиваться в греческий Александруполис и далее, также танкерами, транспортироваться к месту конечной доставки. В сентябре 1994-го в Москве на правительственном уровне был подписан протокол о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации нефтепровода между портами Бургас и Александруполис. Однако затем страны увязли в длительном, затянувшемся на годы споре о структуре собственности. Болгария и Греция настаивали на равном распределении долей в проекте, а Россия требовала себе контрольный пакет и различные налоговые и таможенные льготы для российских компаний, участвующих в проекте. В частности, Москва претендовала на льготы при ввозе материалов и оборудования и пониженные портовые сборы, а также требовала указать в соглашении, что стоимость прокачки по трубе будет сопоставима с ценой транспортировки по морю.

Помимо экономических разногласий с Россией Болгария и Греция медлили с принятием решения из-за позиции США, которым было геополитически выгоднее сохранить контроль над транзитом нефти в регионе за своим многолетним союзником — Турцией, а не отдавать его России. В конечном итоге экономические соображения перевесили, греческая и болгарская стороны решились на строительство, согласившись отдать России контрольный пакет. К реальным действиям стороны перешли только в 2005 году. Межправительственный меморандум России, Греции и Болгарии о сотрудничестве в осуществлении проекта трансбалканского нефтепровода (ТБН) был подписан 12 апреля 2005 г. в Софии. Осенью 2006-го страны приняли в Афинах декларацию о сотрудничестве в энергетической сфере. 15 марта 2007 г. представители правительств России, Греции и Болгарии в присутствии глав государств подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве при реализации этого проекта, предполагающее конкретные шаги по его осуществлению. В апреле — июне соглашение ратифицировали парламенты Греции, России и Болгарии.

В соответствии с соглашением проект будет состоять из:
  • нефтеналивного терминала в Бургасе (Болгария) емкостью 600 тыс. т;
  • нефтеналивного терминала в Александруполисе (Греция) емкостью 1,2 млн.т.;
  • магистрального нефтепровода, соединяющего терминалы с нефтеперекачивающими станциями (НПС), резервуарными парками и иной необходимой инфраструктурой.


  • Протяженность трубопровода диаметром 900 мм составит 285 км. Возможный объем прокачки нефти на первом этапе — 15 млн.т. в год, на втором — 24 млн., на третьем — 35 млн.т. в год с возможностью увеличения до 50 млн.т.. Предусмотрено использование технологии последовательной прокачки нефти разных сортов. Собственником нефтепровода станет Международная проектная компания (МПК), которую учреждают участники проекта. Доля российской стороны в ней составит 51%, она будет находиться в собственности ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас — Александруполис». Участниками последнего являются «Транснефть» (33,34%), «Роснефть» (33,33%) и «Газпром нефть» (33,33%). Долей в 24,5% в общем проекте будет владеть болгарская проектная компания «Бургас — Александруполис БГ». Аналогичный пакет достанется и греческой стороне (1% — правительству страны, 23,5% — совместному предприятию «ХЕЛПЕ С.А. — ТРАКИ С.А.» компаний Hellenic Petroleum S.A. и Thraki S.A.). Строительство трубопровода может начаться уже в 2008 г. и завершиться в 2010-м, его стоимость оценивается в 1,2 млрд долларов.

    Соглашение предусматривает обязательства болгарской и греческой сторон предоставить МПК наиболее благоприятный налоговый режим. Кроме того, документ содержит так называемую дедушкину оговорку, обеспечивающую стабильность экономических условий для деятельности МПК. Предусмотрено, что вновь принимаемые нормативные акты, если они приведут к увеличению ставки любого налога, сбора или пошлины, не будут распространяться на МПК и ее подрядчиков до достижения окупаемости всего проекта. ТБН представляет интерес как для государств-участников, так и для нефтяных компаний, поставляющих или намеревающихся поставлять нефть из России и стран Центральной Азии в Южную Европу. Сегодня турецкие проливы Босфор и Дарданеллы могут пропускать около 150 млн.т. нефти в год. Между тем объемы добычи «черного золота» в каспийском бассейне постоянно увеличиваются, и к 2010 г. необходимо будет перевозить уже более 200 млн.т. в год. К тому же в январе 2004-го Турция ужесточила правила прохода судов по проливам, ограничив проход больших судов (каковыми и являются российские танкеры). Образовались настоящие пробки из танкеров, за что компании к тому же вынуждены платить турецким властям штрафы. Таким образом, издержки транспортировки нефти через проливы возрастают, а сроки поставок срываются. По оценкам «Газпром нефти», совокупные потери нефтяных компаний от простоя танкеров в Босфоре и Дарданеллах составляют 700—750 млн.долл. в год. Затраты сравнимы со стоимостью строительства нефтепровода, к тому же он окупится за достаточно непродолжительный срок.

    Мировая ЭнергетикаДля государств, участвующих в проекте, который иногда еще называют «православным нефтепроводом», он имеет важное политическое и экономическое значение. В результате Россия усилит влияние как на Балканах, так и в ЕС в целом, добьется независимого от Турции выхода на нефтяные рынки стран Средиземного моря, получит дополнительные козыри в российско-турецкой конкурентной борьбе за контроль над доставкой энергоносителей из Центральной Азии и Закавказья в Европу. Греция и Болгария помимо выгоды от транзита нефти получают возможность повысить свое влияние на энергетическом рынке Европы. В случае реализации многочисленных проектов трубопроводов по транспортировке газа и нефти, которые предполагается проложить по территории этих двух стран — нефтепровод AMBО (Macedonian Bulgarian Oil Corporation — Македонско-болгарская нефтяная компания, зарегистрированная в США) из Бургаса в албанский порт Влера, газопроводы «Южный поток» и Nabucco — эти балканские страны превратятся в настоящие узлы транзита энергоносителей общеевропейского значения.

    Причем проекты, имеющие наибольшие шансы на реализацию и успех, предлагает именно Россия, с которой у стран региона, помимо всего прочего, существуют и давние историко-культурные связи. Все эти факторы и заставили в конечном итоге Грецию и Болгарию пойти на сотрудничество с Россией в области энергетики. Вместе с тем нужно понимать, что в части реализации проектов AMBO и Nabucco интересы Греции и Болгарии, с одной стороны, и России — с другой, существенно расходятся, поскольку эти проекты направлены как раз на снижение зависимости Европы от энергоносителей, поставки которых контролируются Россией. Поэтому как бы ни хотела Россия укрепить свои позиции на энергетическом рынке Европы, ни Греция, ни Болгария не пойдут открыто против общеевропейской стратегии энергобезопасности. Кроме того, они не собираются лишаться ради углубления сотрудничества с Россией тех доходов, которые им сулит реализация других проектов.

    Мировая Энергетика Помимо уже названных планируется реализовать несколько нефтетранспортных проектов, являющихся прямыми конкурентами российско-греческо-болгарского трубопровода:
  • построенный недавно нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан;
  • планируемый нефтепровод Самсун —Джейхан в Турции;
  • планируемый нефтепровод Кыйикей — Ибрикхаба, параллельный ТБН, но проходящий по турецкой территории;
  • планируемый панъевропейский нефтепровод из румынской Констанцы в итальянский Триест;
  • построенный наполовину и работающий в реверсном режиме нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк.


  • Вся эта плеяда трубопроводов борется за ограниченный объем нефти, который может быть добыт в кавказском, каспийском и центрально-азиатском регионах. На все проекты ресурсов не хватит, и поэтому успешными окажутся те, которым удастся гарантировать долгосрочные поставки транзитной нефти. В этих условиях страны, заинтересованные в транзите, стараются договориться по этому вопросу с нефтедобывающими странами. Пока это удалось сделать только Турции и России.

    Первая не без поддержки США обеспечила себе поставки из Азербайджана, который ради Турции сократил транзит через Россию. Россия же, помимо того, что сама является крупнейшим нефтепроизводителем, сумела достичь договоренности с Казахстаном о его стратегической ориентации на российские каналы транзита. Для укрепления соглашений предполагается, что казахская государственная нефтяная компания «КазМунайГаз» и акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (в первую очередь американская Chevron) могут частично выкупить доли Греции и Болгарии в трубопроводе Бургас — Александруполис. Это, естественно, заставит крупнейших экспортеров нефти из Казахстана пользоваться услугами именно этого нефтепровода.

    Мировая Энергетика Кроме обеспеченности необходимым объемом нефти у ТБН есть и другие преимущества. Во-первых, он короче, а значит, дешевле в строительстве и эксплуатации, а во-вторых, пролегает по территории политически стабильных стран. Последнее немаловажно для стабильности поставок. Нефтепроводы, проходящие по восточным районам Турции, постоянно рискуют быть подорванными военизированными группировками сепаратистcки настроенных боевиков. Но у проекта нефтепровода Бургас — Александруполис есть и препятствия: население городов, в которых планируется построить нефтеналивные терминалы, протестует против этого и требует гарантий обеспечения экологической безопасности. В частности, по решению депутатов болгарского курортного города Созополь в районе проводится сбор подписей среди населения против нефтяного терминала под Бургасом. Председатель совета Панайот Рейзи объяснил, что возмущение вызывает не проект как таковой, а предложение построить комплекс для разгрузки танкеров в море, с последующей доставкой нефти по трубе, проложенной по дну залива Вромос, что позволит избежать уплаты портовых сборов в Бургасе. Местные жители опасаются, что это чревато экологическими рисками и убытками для туристического бизнеса.

    Греческое население также недовольно перспективами соседства с нефтеналивным терминалом. Так Николаос Забунидис, губернатор провинции Эврос, в которой находится Александруполис, заявил, что местные власти не дадут разрешения на строительство трубопровода, пока не получат гарантий экологической безопасности от России. По его словам, Россия не предпринимает ничего, чтобы убедить людей в экологической безопасности проекта нефтепровода Бургас — Александруполис. Власти провинции до сих пор не получили от российских нефтяных компаний никаких технических документов, подтверждающих надежность и безопасность трубопровода. Несмотря на протесты населения, важность проекта для Греции и Болгарии слишком высока, чтобы они решились отказаться от его реализации. Вероятно, участники МПК и руководители этих стран успокоят жителей и постараются обеспечить их полной информацией о проекте и о тех мерах, которые будут приняты для обеспечения максимальной экологической безопасности. Таким образом, строительство нефтепровода Бургас — Александруполис можно назвать выгодным для всех его участников, он упрочит их позиции на европейском энергетическом рынке и принесет солидные доходы. Россия, кроме того, укрепит свои позиции в переговорах со странами, которые реализуют конкурирующие проекты, и сможет добиться от них большей гибкости в вопросах энергетического сотрудничества.
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru