 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Август 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Германия: споры о будущем
|
|
|
К середине 2007 г. Германия столкнулась с проблемой достаточно серьезной для такой крупной индустриальной страны — отсутствием национальной энергетической стратегии.
|
|
|
Владимир ЛИХАЧЕВ, заместитель директора Института энергетических исследований РАН
|
|
|
При этом следует учитывать, что Германия обладает не только одной из самых
развитых экономик планеты, но и занимает 5-е место в мире по объемам
суммарного энергопотребления. Позиция страны по вопросам энергетической
политики не может не оказывать существенного влияния на общую энергетическую
политику ЕС.
Многие эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время
топливно-энергетический баланс страны достаточно сбалансирован и эффективен.
Большинство представителей энергетических компаний и политики — «консерваторы»
призывают не допускать резких шагов при формировании перспективной
энергетической политики, однако им противостоят « радикалы», настаивающие на
резкой смене вектора энергетического развития.
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.
ВДОВОЛЬ ТОЛЬКО УГЛЯ
Германия не располагает значительными запасами нефти. При этом является
крупнейшим потребителем нефтяного топлива в Европе и занимает по объемам
потребления нефти и нефтепродуктов 4-е место в мире после США, Японии и Китая.
За последние десять лет потребление жидких углеводородов снизилось на 8% и
согласно прогнозам будет устойчиво сокращаться и далее. В то же время Германия
располагает значительными запасами угля, главным образом бурого. Добыча твердого
топлива осуществляется как в бассейне реки Рейн (на западе), так и в землях
бывшей ГДР (на востоке страны). В целом уголь составляет порядка 40% от
суммарного производства первичных энергетических ресурсов. Следует отметить,
что после объединения Германии добыча угля в стране стала сокращаться прежде
всего из-за закрытия неэффективных шахт в восточных регионах (бывшей ГДР).
Вслед за закрытием шахт последовало закрытие угольных электростанций на
востоке. По добыче природного газа Германия
занимает 3-е место в ЕС после Голландии и Великобритании. Вместе с тем занимает
третье место в мире по объемам его потребления (после США и России).
Следовательно, проблема поставок газа из-за рубежа является центральной для
немецкого энергетического баланса. Следуя газовым директивам ЕС, в конце 90-х
годов немецкий газовый рынок был либерализован. В отличие от других стран Европы
Германия до 2005 г. не создавала регулирующего органа национального газового
рынка. Торговля газом организована на основе переговоров и соглашений между
поставщиками, распределителями и газотранспортными компаниями. В последние годы
функции регулятора возложены на федеральное агентство DNA, которое также
регулирует такие инфраструктурные секторы, как телекоммуникации и почтовые
службы.
Хотя Германия располагает собственными ресурсами газа и развивает добычу это
го вида топлива на севере страны и на шельфе Северного моря, их явно
недостаточно для покрытия внутренних потребностей. Газ импортируется из
Нидерландов, Норвегии, однако основным поставщиком является Россия. На долю газа приходится 22% суммарного
энергопотребления в стране в настоящее время. Немецкие эксперты прогнозируют в
перспективе рост потребления газа с темпом 2% в год, что предопределяет рост
доли этого вида топлива в энергетическом балансе.
Германия занимает первое место в ЕС и седьмое место в мире по производству и
потреблению электроэнергии. Суммарная установленная мощность электростанций в
2004 г. составила 118,9 ГВт, а производство электроэнергии в этом же году
достигло 566,9 млрд КВт*ч. В электроэнергетике страны доминируют четыре крупные
энергетические компании — RWE/VEW, E.ON, EnBW и Vattenfall. Эти компании не
только являются главными производителями электроэнергии, но и контролируют
электроэнергетические сети страны. В Германии нет единого диспетчерского
управления, и регулирование всей системы производится на региональном уровне. Более 60% электроэнергии в стране вырабатывается на основе органического
топлива, в то время как на долю АЭС приходится порядка 30%. За последние десять
лет потребление электроэнергии в стране выросло на 10%, при этом суммарная
установленная мощность электростанций увеличилась только на 8%.
НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ДИСКУССИИ РАЗВЕРНУЛИСЬ ВОКРУГ ПРОБЛЕМЫ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ.
Германия стала активно развивать эту отрасль с 70-х годов прошлого века,
рассматривая ее как фактор национальной энергетической безопасности после
нефтяного кризиса 1973 года. Однако после Чернобыльской аварии в 1986 г. взгляды
немцев на безопасность АЭС изменились, и последняя атомная электростанция в
Германии была введена в строй в 1989 году. Пришедшее в 1998 г. к власти
коалиционное правительство социал-демократов и «зеленых» приняло закон о
поэтапном закрытии всех АЭС в стране. Строительство новых атомных
электростанций было запрещено. Несмотря на активное сопротивление энергетиков,
последующие правительства не
отказались от этих планов. Однако вопрос остается
открытым. Реалисты отмечают, что отказ от атомной энергии приведет к срыву
планов по сокращению выбросов парниковых газов, рост у цен на электроэнергию,
снижению устойчивости энергоснабжения и рост у аварий в энергосистеме,
увеличению зависимости страны от российского газа. Согласно оценкам «Дойче
банка» в случае закрытия АЭС к 2022 г. потребуется строительство 42 ГВт новых электрогенерирующих мощностей. В мае 2007 г. германское правительство
призвало и Международное энергетическое агентство отказаться от планов закрытия
АЭС. Интересно, что общественность Германии согласно опросу 2007 г. в
большинстве своем выступает против планов закрытия АЭС, что достаточно необычно
для Европы.
Если эти планы все же будут реализованы, стране придется пережить серьезные,
рискованные и высокозатратные изменения в структуре своего энергетического
баланс а. Помимо масштабного строительства новых электростанций на газе и угле,
развития возобновляемых источников энергии следует ожидать роста импорта
электроэнергии из соседних стран (прежде всего из Франции и Чехии).
ДИСКУССИИ ВОКРУГ ИМПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
Таким образом, не обладая существенными собственными энергетическими ресурсами
(запасами углеводородного сырья), страна вынуждена обеспечивать свое развитие
главным образом за счет импорта нефти и природного газа. Перспективы развития
импортной политики также являются предметом ожесточенных споров в среде немецких
политиков и бизнесменов.
Основным поставщиком нефти и природного газа в Германию на протяжении последних
30 лет является Россия. На ее долю приходится порядка 34% поставляемой в
Германию нефти и 46% — природного газа. Помимо этого, Германия в последние
годы увеличила почти в 10 раз импорт российского угля. Такое положение
предопределяет наличие «специальных» отношений между Германией и Россией. Хотя
формально эти отношения не зафиксированы в виде официальных двусторонних
договоренностей, идея предложенного Президентом России В.В. Путиным
энергетического альянса не встретила понимания со стороны канцлера ФРГ А.
Меркель. Она предпочла этому предложению расширение энергетического
сотрудничества в рамках ЕС. Тем не менее стороны прекрасно осознают «особенность» российско-германских отношений в энергетической сфере. Германия
сильно зависит от поставок углеводородов из России — это факт, с которым
приходится считаться. Именно поэтому немецкая общественность так нервно
отреагировала на российско-украинские и российско-белорусские газовые
дискуссии. Другими словами, российские поставки энергоносителей рассматриваются
в Германии как основной фактор, определяющий энергетическую безопасность
страны. Вот только в том, положительный этот фактор или отрицательный, мнения
расходятся.
В августе 2006 г. между ОАО «Газпром» и ведущим германским энергетическим
концерном E.ON Ruhrgas было подписано соглашение о продлении действующих
контрактов на поставку природного газа из России сроком на 15 лет до 2035 года.
В соответствии с контрактами ежегодный объем поставок этой компании составит
около 20 млрд м3 газа, а их суммарный объем достигнет 300 млрд м3.В сентябре
2005 г. Германия и Россия подписали соглашение о строительстве газопровода,
соединяющего две страны напрямую по дну Балтийского моря. Это вызвало
неоднозначную реакцию как среди соседей Германии, так и внутри страны.
Руководство Германии подверглось (и подвергается) в связи с этим серьезной
критике по поводу так называемого энергетического эгоизма.
Однако деятельность ОАО «Газпром» в Германии не ограничивается только поставками
газа. В 1992 г. им было создано предприятие WINGAS, которому принадлежит на
сегодняшний день 15% внутреннего рынка Германии. Другими словами, российская
компания внесла весомый вклад в либерализацию германского газового рынка. В мае
2006 г. «Газпром» подписал дополнение к контрактам с компанией VNG, что
позволило ему увеличить объем хранения газа на территории страны со 150 млн м3
до 200 млн м3 газа в год .Намечено строительство двух новых газопроводов на
территории Германии — OPAL и NEL, которые буду т поставлять газ из «Северного
потока» в европейскую газотранспортную систему.
Итак, позиция ряда членов правительства Германии из команды «радикалов» состоит
в необходимости решения трех принципиальных проблем: снижение зависимости от
поставок энергетических ресурсов с «Востока»; снижение доли органического
топлива в энергетическом балансе страны; отказ от использования ядерной
энергии к 2020 г. Если первые две задачи вполне логично увязываются, то
третья, решаемая одновременно с двумя первыми, кажется, мягко говоря,
недостаточно продуманной.
Действительно, Германия активно развивает нетрадиционные и возобновляемые
энергетические ресурсы, являясь мировым лидером в развитии технологий в этой
области, в производстве биодизельного топлива и ветровой энергетике. Более
того, в перспективе намечено решение еще более амбициозных задач, в частности,
обеспечить выработку 20%электроэнергии на основе НВЭР к 2020 г. и 45% — к 2030
году. Задача кажется вполне выполнимой, поскольку темпы вовлечения НВЭР в
энергетический баланс страны иду т с опережением планов, намеченных в 2000 г.
принятием Федерального закона о НВЭР. В настоящее время в Германии уже превышен
уровень производства электроэнергии на основе НВЭР в 12,5%, намечавшийся ранее
на 2010 г. Германский министр экологии З. Габриель объявил, что правительство
страны намерено перевыполнить требование ЕС о сокращении эмиссии СО на 20% к
2020 г. и добиться снижения эмиссии СО к этому сроку на40%. «Мы должны добиться
то го, чтобы Германия стала самой энергоэффективной страной в мире», — заявил
он.
В рамках правительственной программы развития энергетики в Германии намечено
удвоение числа электростанций с комбинированным производством электроэнергии и
тепла (ТЭЦ). В то же время в правительстве нет единого мнения по поводу
строительства новых электростанций на угле (обсуждается возможность
строительства порядка 30 таких станций). Одновременно с этим представители
социал-демократов и партии «зеленых» требуют выполнения планов закрытия всех
атомных электростанций к 2020 году. Защита окружающей среды и проблема изменения
климата была сформулирована как приоритетная канцлером Ангелой Меркель на
саммите G8, прошедшем в Германии в это м году.
Представители энергетических компаний страны активно критикуют планы
правительства. Они подчеркивают, что из трех основных проблем, которые, по их
мнению, необходимо решать (энергетическая безопасность, защита окружающей среды
и экономическая эффективность), правительство занимается только вопросами
экологии. Практики сомневаются в реалистичности выбранного правительством
курса, особенно в отношении роли АЭС в перспективном энергетическом балансе
страны. Таким образом, германское правительство стоит перед непростым выбором
между двумя энергетическими стратегиями — «радикальной» и «консервативной». Как
при этом будут развиваться отношения с Россией в энергетической сфере и окажут
ли эти отношения влияние на выбор немецкого руководства, вполне вероятно,
прояснится по результатам встречи В. Путина и А. Меркель в октябре это го года
в рамках Петербургского форума. |
|
|
|
|
|
|
|