|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Август 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Два в одном: можно ли «разделить» воду и гидроэнергию?
|
|
|
К теме совместного использования водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии редакция журнала обращалась не раз.
Интерес не случаен, так как в ней отражаются многие политические и экономические проблемы постсоветского периода.
От их решения зависит прогресс на пути реальной интеграции стран бывшего СССР, в том числе и в формате Евразийского экономического сообщества.
Авторы этой статьи попытались выразить свое видение сложившейся ситуации и подходы к ее разрешению, полагая, однако, что есть и другие взгляды.
Внимательно отслеживая процессы в деликатной и потенциально конфликтной сфере межгосударственных водных взаимоотношений,
редакция журнала приглашает заинтересованных экспертов к обмену мнениями по затронутой теме.
|
|
|
Тулеген САРСЕМБЕКОВ, Секретариат Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества,
Александр МИРОНЕНКОВ, независимый эксперт
|
|
|
В новых независимых странах Центральной Азии до 1992 г. достаточно эффективно
функционировал механизм централизованного межреспубликанского управления
водными ресурсами. При этом режим работы гидростанций, имевших также
централизованное диспетчерское управление, согласовывался (или даже подчинялся)
с решением задач по региональному водопользованию и многолетнему регулированию речного стока для устойчивого функционирования доминирующего
в экономике аграрного сектора, основанного на орошаемом земледелии, и безопасного пропуска воды в низовья рек в зимне-весенний период.
Наднациональные органы представляли собой союзные министерства, координируемые
союзным правительством, которые обеспечивали эффективные межреспубликанские связи в водноэнергетической сфере, поддерживали
оптимальный топливно-энергетический баланс в каждой республике, создавая тем
самым условия для регулирования поставок энергоносителей и соответственно
межреспубликанского водораспределения. Сегодня это взаимодействие можно было
бы назвать схемой водно-энергетического обмена. Распад союзного государства и
прекращение деятельности органов водного и энергетического регулирования в
бассейнах трансграничных рек Сырдарья и Амударья создали угрозу дезорганизации
сложившегося порядка водопользования и вероятность усиления напряженности в водных отношениях между странами Центральной Азии.
Наиболее оптимальным вариантом решения возникшей проблемы могло быть сохранение
самими странами ЦА основных функций бывших союзных органов по регулированию и
распределению водных и энергетических ресурсов на межгосударственном уровне.
Понимание такой необходимости привело к тому, что 18 февраля 1992 г. страны
Центральной Азии подписали межправительственное Соглашение о создании
Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК). В ее
состав вошли руководители водохозяйственных организаций пяти стран-участниц.
Рабочими органами МКВК стали бассейновые водохозяйственные объединения — БВО
«Сырдарья» (Ташкент, Узбекистан) и «Амударья» (Ургенч, Узбекистан),
Научно-информационный центр (НИЦ) МКВК (Ташкент, Узбекистан), секретариат МКВК
(Ходжент, Таджикистан). В марте 1993 г. МКВК вошла в структуру Международного
фонда спасения Арала (МФСА).
Несмотря на то что на МКВК возложено решение практически всех вопросов,
связанных с межгосударственным вододелением, в реальности этот орган не располагает необходимыми правовыми и экономическими возможностями. Основным
недостатком существующих организаций, как водохозяйственных, так и
энергетических, является то, что они слабо взаимодействуют друг с другом даже
на национальном уровне, а их действия имеют узковедомственную направленность.
Решения большей частью продиктованы краткосрочными политическими и
экономическими выгодами, не затрагивающими многокомпонентные аспекты повышения
устойчивости водопользования на перспективу и взаимосвязи водохозяйственной и
гидроэнергетической инфраструктуры. Отсутствие регионального правового и
экономического механизма в водноэнергетической сфере не позволяет решать
проблемы совместного использования трансграничных рек.
Вместо согласованного подхода к повышению эффективности использования
водно-энергетического потенциала бассейна реки в целом каждая страна
разрабатывает собственные стратегии водопользования. Это ведет к усилению
конкуренции за воду, обострению дефицита воды и экологических проблем как на
внутригосударственном, так и региональном уровнях. Отсутствие между странами
правового механизма урегулирования вопросов, касающихся деятельности
водохозяйственных и гидроэнергетических сооружений межгосударственного значения
на трансграничных водных объектах, стало одним из главных препятствий для
создания в регионе водно-энергетического консорциума. Эта тема обсуждалась в
регионе нескольких лет, однако длительные и многочисленные консультации сторон с
привлечением авторитетных международных организаций не дали положительных
результатов в реальном становлении такой региональной структуры. Межгоссовет
Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) в августе
2006 г. поручил Интеграционному комитету ЕврАзЭС подготовить проект концепции
эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского
региона.
Группа высокого уровня (ГВУ) по вопросам выработки согласованного механизма
водно-энергетического регулирования в бассейнах рек Сырдарья и Амударья,
созданная в том же году Интеграционным комитетом ЕврАзЭС из числа руководителей
государственных органов управления энергетикой и водным хозяйством стран
Сообщества, подготовила проект такой концепции. В проекте определены принципы
эффективного использования водноэнергетических ресурсов Центрально Азиатского региона и взаимодействия государств Сообщества в этой сфере,
цели, задачи и направления взаимодействия, основные этапы, сроки и механизм
реализации концепции. Предполагается, что в развитие концепции будет разработан
проект соглашения о сотрудничестве государств — членов ЕврАзЭС в эффективном
использовании и охране водноэнергетических ресурсов региона.
Возникает закономерный вопрос, принят ли этот проект концепции сторонами или,
как это было и раньше, после длительного обсуждения все «благополучно»
завершилось пожеланиями «еще раз выверить свои позиции». К сожалению, приходится
отмечать, что стороны так и не смогли прийти к решению ключевого вопроса — как
(и нужно ли?!) отделить воду от гидроэнергии, т.е. как едиными водными ресурсами
пользоваться раздельно для разных целей. Понятно, что в верховьях рек вода —
это прежде всего то, что «крутит турбины», тогда как в низовьях рек она
рассматривается как источник функционирования орошаемого земледелия. При этом
совершенно не принято во внимание, что проблема водопользования в специфических
условиях Центральной Азии носит комплексный (интегрированный) характер и при
всех водохранилищах межгосударственного значения имеются ГЭС. Водохозяйственная
политика, законы, проекты, правила и административные действия далеко не всегда
учитывают эти связи.
На практике обычно стремятся организовывать и управлять деятельностью отдельных
секторов водного хозяйства. Вопросы управления поверхностными водными ресурсами
и поддержания качества вод зачастую находятся в компетенции различных служб и
являются функциями ведомств с противоположными интересами. Одно ведомство
отвечает за орошение, другое — за водоснабжение и санитарию на водных объектах,
третье — за гидроэнергетику, следующие — за природоохранную политику и т. д.
Такая разрозненность ведет к нескоординированным решениям, не зависимым друг от
друга. Один и тот же источник воды в таких условиях планируется для разного и
конкурирующего водопользования, создавая трудноразрешимые ситуации.
Поэтому интегрированный подход к оценке и планированию использования водных
ресурсов должен не только учитывать межотраслевые требования к освоению водных
ресурсов, но и предусматривать их сбалансированность относительно речной
экосистемы. Многоведомственность в управлении водными ресурсами, водном обеспечении
и охране вод не способствует экономической ответственности за результаты
использования вод.
Рекомендации многочисленных региональных тренингов по теме интегрированного
управления водными ресурсами в бассейнах рек пока еще не получили реализации на
практике. Поэтому стоит вернуться к тому, что называется комплексным
использованием и охраной водных ресурсов. Его основной принцип заключается в
том, что водно-энергетические проблемы надо решать, не разделяя воду и
гидроэнергетику, других водопотребителей и водопользователей. Все они имеют
равные права и должны рассматриваться таким же образом, как и гидроэнергетика,
которая стала почему-то главной конфликтной темой в споре за обладание водой. В
противном случае эту тему можно развивать до бесконечности, рассматривая
отдельно нужды всех отраслей экономики, рекреацию, природоохранные
аспекты. Проблему должен решать представительный межгосударственный орган,
наделенный достаточными полномочиями, решения которого будут обязательны для
всех национальных структур. Это одна из основных идей проекта концепции, которая
отвергается отдельными экспертами ГВУ, но которыми взамен ничего
конструктивного не предлагается. Приходится с сожалением отмечать, что тема
межгосударственного сотрудничества в совместном освоении и использовании
водно-энергетических ресурсов трансграничных рек Центральной Азии в очередной
раз «забуксовала» и увязла в бесконечных дискуссиях. Очевидно, что сейчас
требуются не столько усилия экспертов, сколько политическое решение.
Опыт стран, имеющих трансграничные речные бассейны, свидетельствует, что
устойчивое управление водными ресурсами и освоение их потенциала может быть
эффективно осуществлено на региональном (бассейновом) уровне. Наиболее
оптимальным решением могло быть создание совместного органа речного бассейна с
представительством в нем высших государственных органов управления Сторон при
четко обозначенных правах и обязанностях. В странах с трансграничными речными
бассейнами, как правило, уже созданы международные бассейновые организации,
наделенные широкими консультационными и регулирующими полномочиями и имеющие
доступ к привлечению финансовых источников для осуществления планов
бассейнового развития.
Нарастающий дефицит водных ресурсов и ожидаемый рост спроса на воду
обусловливают возможность политических и правовых конфликтов между странами в
отношении совместной эксплуатации водных ресурсов, что требует усиления
международного сотрудничества и укрепления правового механизма превентивных
мер, касающихся международных водотоков. Выработка правового механизма
совместного управления водными ресурсами с учетом международного опыта является
основой разрешения многочисленных противоречий в использовании водных ресурсов,
как на региональном, так и национальном уровнях. Устойчивое экономическое
развитие в бассейнах трансграничных рек зависит от
эффективного межгосударственного взаимодействия и сотрудничества,
унифицированной правовой базы в сфере водных отношений. Процесс регулирования
межгосударственных отношений в совместном использовании водных ресурсов должен
развиваться на основе рекомендаций международных конвенций, руководящих
принципов в области охраны и использования трансграничных водотоков и
международных озер. Эти документы дают общий алгоритм поведения государств при
совместном использовании трансграничных вод и имеют важное значение для
обеспечения охраны водных ресурсов и совместного их использования.
|
|
|
|
|
|
|
|