Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Европейскому рынку не хватает конкуренции

 
   

Сегодня Европа вступает в новый этап развития энергетики. По оценкам специалистов, в ближайшие 20 лет на удовлетворение существующего спроса на энергоносители и замену устаревшей инфраструктуры потребуется не менее 1 трлн. евро.

 

 
 

Павел ПРЕСНЕЦОВ,
МГИМО (У) МИД России

 
 
В то же время европейцы обеспокоены тем, что зависимость ЕС от импорта энергоносителей постоянно растет, причем доля импорта к 2030 г. может составить свыше 70% всего потребления энергии. Озабоченность европейцев вызывает также и тот факт, что на сегодняшний день свыше 50% всего газа поступает только из трех стран — России, Норвегии и Алжира. В Европе еще не сформировались конкурентоспособные внутренние энергорынки, а потому страны — члены ЕС в последнее время так много внимания уделяют энергетической безопасности. Новые члены ЕС всерьез обеспокоены проблемой энергетической нестабильности в Европе, а также отношениями ЕС с Россией. Сегодня такие страны, как Чехия, Эстония, Польша, Австрия и Финляндия почти на 100% зависят от поставок российского газа. В 2006 г. Варшава предложила Еврокомиссии проект единой внешней энергетической политики Евросоюза. Польша обеспокоена нестабильностью российских поставок газа, отмечая события, повлиявшие на энергобезопасность страны. В 2004 г. «Газпром» на один день перекрыл газопровод Ямал — Европа из-за возникших разногласий с белорусским правительством. В 2006 г. из-за газового скандала между Россией и Украиной возникла временная нехватка энергоресурсов в ряде стран ЕС (в том числе Польше). Кроме того, поляки всерьез обеспокоены реализацией проекта «Северный поток», который позволит транспортировать газ в Западную Европу в обход Польши и стран Балтии, таким образом ставя под угрозу их энергетическую безопасность.

Мировая Энергетика Необходимость решения этих проблем давно назрела в Евросоюзе. В 2006 г. Европейская комиссия определила следующие приоритетные задачи европейской энергетики: — создание конкурентного внутреннего рынка энергоресурсов; — диверсификация поставщиков энергоресурсов; — энергетическая солидарность стран —членов ЕС; — устойчивое развитие энергосистемы; — внедрение инноваций в энергетику;— проведение единой внешней энергетической политики. В планах действий, опубликованных в 2006 и 2007 гг., Еврокомиссия наметила пути решения давно назревших энергетических проблем ЕС. Основная стратегическая задача — создание внутреннего энергорынка. Увеличение конкуренции позволит снизить цены для конечных потребителей энергии, а также будет способствовать притоку инвестиций (в то м числе в инфраструктуру) и увеличению эффективности производства энергии. Кроме того, конкуренция будет способствовать развитию альтернативных источников энергии, малых электростанций. И, наконец, создание внутреннего энергорынка укрепит стабильность всей европейской энергосистемы и снизит ее зависимость от внешних поставщиков энергоресурсов. Однако необходимо отметить, что сегодняшний уровень развития энергетической инфраструктуры в Европе находится на довольно низком уровне, поскольку большинство стран связаны трубопроводами с поставщиками вне ЕС, а не между собой. Кроме то го, недостаточно развиты соединения между энергосистемами отдельных стран.

Однако проведение единой энергетической политики невозможно без соответствующей инфраструктуры. Для решения этой проблемы планируется соединение энергосетей Германии, Польши и Литвы, соединение с ветровыми электростанциями на шельфах Северной Европы, соединение энергосистем Франции и Испании и строительство газопровода Nabucco, по которому газ в Европу будет доставляться из стран Центральной Азии в обход России. Для реализации этих планов необходимо создание нового механизма координации работы единой европейской энергосети. Согласно предварительным подсчетам в следующие 25 лет Европа инвестирует около 1 трлн евро в развитие электроэнергетики и около 500 млрд евро — в газовую инфраструктуру. Для создания единого энергорынка необходима гармонизация действий всех регулирующих энергетику органов в странах — членах ЕС. Это планируется осуществить в три этапа: усиление сотрудничества между национальными органами регулирования, создание единых органов регулирования по вопросам электроэнергии и газа и как их продолжение — Европейской сети независимых органов регулирования и, наконец, создание наднационального комитета при Еврокомиссии, который будет проводить единую внешнюю и внутреннюю энергетическую политику.

Мировая Энергетика Немаловажным элементом единой европейской энергетической политики является также повышение энергоэффективности на наднациональном, национальном, региональном и международном уровнях. Увеличение энергоэффективности будет способствовать повышению стабильности, конкурентоспособности и безопасности внутреннего энергорынка. Ключевые меры включают использование двигателей с высокой эффективностью на общественном транспорте, одновременно улучшая его работу; введение более жестких стандартов; повышение эффективности энергоснабжения зданий, сооружений и инфраструктуры; согласованное налоговое законодательство; подписание международного соглашения по энергетической эффективности. Подписание такого соглашения между ОЭСР и ключевыми развивающимися странами, такими, как Китай, Индия и Бразилия, позволит сократить использование не соответствующих стандартам ресурсов и создать общий подход к экономии электроэнергии. В октябре 2006 г. Еврокомиссия приняла План действий по повышению
энергоэффективности, включающий ряд мер по снижению доли ЕС в мировом потреблении первичных энергоресурсов до 20% к 2020 г., что приведет к экономии в 100 млрд евро и снижению выбросов углекислого газа на 780 млн т ежегодно. Европейцы всерьез обеспокоены проблемой снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. Сегодня до 50% всей электроэнергии в Европе производится из угля и газа, причем при сгорании угля количество вредных выбросов в атмосферу в два раза больше, чем при сгорании газа. В этой связи большое внимание уделяется внедрению т.н. чистых угольных технологий. Еще одним шагом к уменьшению загрязнения окружающей среды и увеличению энергобезопасности стран — членов ЕС является использование возобновляемых источников энергии (воды, ветра, солнечного излучения и геотермальной энергии).

Планируется, что к 2010 г. доля возобновляемых источников в общем производстве электроэнергии достигнет 10%. Основные причины слабого распространения альтернативных электростанций — высокая стоимость их строительства и отсутствие единого подхода стран — участниц ЕС к проблеме. Однако крупные инвестиции в эту отрасль энергетики и повсеместное использование ВИЭ, несомненно, приведут к эффект у экономии на масштабе, и цена электроэнергии из альтернативных источников приблизится к цене «традиционной» энергии. Кроме того, это приведет к диверсификации источников энергии ЕС и как следствие к снижению энергетической зависимости от основных стран — поставщиков газа. Долгосрочной задачей, которую ставит Еврокомиссия, является увеличение доли ВИЭ в производстве энергии с 7% сегодня до 20% к 2020 г. Уровень энергетической безопасности в странах Западной Европы достаточно высок, и они слабо заинтересованы в энергетической солидарности, однако страны Восточной Европы, лишь недавно вступившие в ЕС и более других зависящие от российских поставок газа, вносят в Еврокомиссию дополнительные предложения, касающиеся создания единой системы энергетической безопасности в ЕС. Польша видит выход из проблемы в создании Европейского союза энергетической безопасности, проект которого в феврале 2006 г. был представлен 32 странам, входящим в состав ЕС и НАТО. Варшава предлагала создание специального механизма, который позволил бы странам слаженно взаимодействовать при угрозе прекращения поставок энергоресурсов. Однако страны, к которым Польша обратилась с проектом, не поддержали идею «энергетического НАТО». Основным недостатком создания подобного союза является отсутствие стимулов у стран-участниц развивать энергетику (как электростанции, так и инфраструктуру). В случае возникновения кризиса все остальные страны - участницы будут обязаны солидарно оказывать ей помощь, что в конечном счете негативно отразится на экономике тех стран,  энергозависимость которых от внешних поставок на сегодняшний день относительно невелика. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев отсутствует и физическая инфраструктура для оказания такой помощи.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru