 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Август 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Европейскому рынку не хватает конкуренции
|
|
|
Сегодня Европа вступает в новый этап развития энергетики. По оценкам
специалистов, в ближайшие 20 лет на удовлетворение существующего спроса на
энергоносители и замену устаревшей инфраструктуры потребуется не менее 1 трлн.
евро.
|
|
|
Павел ПРЕСНЕЦОВ, МГИМО (У) МИД России
|
|
|
В то же время европейцы обеспокоены тем, что зависимость ЕС от импорта энергоносителей постоянно растет,
причем доля импорта к 2030 г. может составить свыше 70% всего потребления
энергии. Озабоченность европейцев вызывает также и тот факт, что на сегодняшний
день свыше 50% всего газа поступает только из трех стран — России, Норвегии и
Алжира. В Европе еще не сформировались конкурентоспособные внутренние энергорынки, а потому страны — члены ЕС в последнее время так много внимания
уделяют энергетической безопасности. Новые члены ЕС всерьез обеспокоены
проблемой энергетической нестабильности в Европе, а также отношениями ЕС с
Россией. Сегодня такие страны, как Чехия, Эстония, Польша, Австрия и Финляндия
почти на 100% зависят от поставок российского газа. В 2006 г. Варшава предложила
Еврокомиссии проект единой внешней энергетической политики Евросоюза. Польша
обеспокоена нестабильностью российских поставок газа, отмечая события,
повлиявшие на энергобезопасность страны. В 2004 г. «Газпром» на один день
перекрыл газопровод Ямал — Европа из-за возникших разногласий с белорусским
правительством. В 2006 г. из-за газового скандала между Россией и Украиной
возникла временная нехватка энергоресурсов в ряде стран ЕС (в том числе Польше).
Кроме того, поляки всерьез обеспокоены реализацией проекта «Северный поток»,
который позволит транспортировать газ в Западную Европу в обход Польши и стран
Балтии, таким образом ставя под угрозу их энергетическую безопасность.
Необходимость решения этих проблем давно назрела в Евросоюзе. В 2006 г.
Европейская комиссия определила следующие приоритетные задачи европейской
энергетики: — создание конкурентного внутреннего рынка энергоресурсов; —
диверсификация поставщиков энергоресурсов; — энергетическая солидарность стран
—членов ЕС; — устойчивое развитие энергосистемы; — внедрение инноваций в
энергетику;— проведение единой внешней энергетической политики. В планах
действий, опубликованных в 2006 и 2007 гг., Еврокомиссия наметила
пути решения давно назревших энергетических проблем ЕС. Основная стратегическая
задача — создание внутреннего энергорынка. Увеличение конкуренции позволит
снизить цены для конечных потребителей энергии, а также будет способствовать
притоку инвестиций (в то м числе в инфраструктуру) и увеличению эффективности
производства энергии. Кроме того, конкуренция будет способствовать развитию
альтернативных источников энергии, малых электростанций. И, наконец, создание
внутреннего энергорынка укрепит стабильность всей европейской энергосистемы и
снизит ее зависимость от внешних поставщиков энергоресурсов. Однако необходимо
отметить, что сегодняшний уровень развития энергетической инфраструктуры в
Европе находится на довольно низком уровне, поскольку большинство стран связаны
трубопроводами с поставщиками вне ЕС, а не между собой. Кроме то го,
недостаточно развиты соединения между энергосистемами отдельных стран.
Однако проведение единой энергетической политики невозможно без соответствующей
инфраструктуры. Для решения этой проблемы планируется соединение энергосетей
Германии, Польши и Литвы, соединение с ветровыми электростанциями на шельфах
Северной Европы, соединение энергосистем Франции и Испании и строительство
газопровода Nabucco, по которому газ в Европу будет доставляться из стран
Центральной Азии в обход России. Для реализации этих планов необходимо создание
нового механизма координации работы единой европейской энергосети. Согласно
предварительным подсчетам в следующие 25 лет Европа инвестирует около 1 трлн
евро в развитие электроэнергетики и около 500 млрд евро — в газовую
инфраструктуру. Для создания единого энергорынка необходима гармонизация
действий всех регулирующих энергетику органов в странах — членах ЕС. Это
планируется осуществить в три этапа: усиление сотрудничества между
национальными органами регулирования, создание единых органов регулирования по
вопросам электроэнергии и газа и как их продолжение — Европейской сети
независимых органов регулирования и, наконец, создание наднационального
комитета при Еврокомиссии, который будет проводить единую внешнюю и внутреннюю
энергетическую политику.
Немаловажным элементом единой европейской энергетической политики является также
повышение энергоэффективности на наднациональном, национальном, региональном и
международном уровнях. Увеличение энергоэффективности будет способствовать
повышению стабильности, конкурентоспособности и безопасности внутреннего энергорынка. Ключевые меры включают использование двигателей с высокой
эффективностью на общественном транспорте, одновременно улучшая его работу;
введение более жестких стандартов; повышение эффективности энергоснабжения
зданий, сооружений и инфраструктуры; согласованное налоговое законодательство;
подписание международного соглашения по энергетической эффективности.
Подписание такого соглашения между ОЭСР и ключевыми развивающимися странами,
такими, как Китай, Индия и Бразилия, позволит сократить использование не
соответствующих стандартам ресурсов и создать общий подход к экономии
электроэнергии. В октябре 2006 г. Еврокомиссия приняла План действий по
повышению
энергоэффективности, включающий ряд мер по снижению доли ЕС в мировом
потреблении первичных энергоресурсов до 20% к 2020 г., что приведет к экономии в
100 млрд евро и снижению выбросов углекислого газа на 780 млн т ежегодно.
Европейцы всерьез обеспокоены проблемой снижения выбросов парниковых газов в
атмосферу. Сегодня до 50% всей электроэнергии в Европе производится из угля и
газа, причем при сгорании угля количество вредных выбросов в атмосферу в два
раза больше, чем при сгорании газа. В этой связи большое внимание уделяется
внедрению т.н. чистых угольных технологий. Еще одним шагом к уменьшению
загрязнения окружающей среды и увеличению энергобезопасности стран — членов ЕС
является использование возобновляемых источников энергии (воды, ветра,
солнечного излучения и геотермальной энергии).
Планируется, что к 2010 г. доля
возобновляемых источников в общем производстве электроэнергии достигнет 10%.
Основные причины слабого распространения альтернативных электростанций —
высокая стоимость их строительства и отсутствие единого подхода стран — участниц
ЕС к проблеме. Однако крупные инвестиции в эту отрасль энергетики и
повсеместное использование ВИЭ, несомненно, приведут к эффект у экономии на
масштабе, и цена электроэнергии из альтернативных источников приблизится к цене
«традиционной» энергии. Кроме того, это приведет к диверсификации источников
энергии ЕС и как следствие к снижению энергетической зависимости от основных
стран — поставщиков газа. Долгосрочной задачей, которую ставит Еврокомиссия,
является увеличение доли ВИЭ в производстве энергии с 7% сегодня до 20% к 2020
г. Уровень энергетической безопасности в странах Западной Европы достаточно
высок, и они слабо заинтересованы в энергетической солидарности, однако страны
Восточной Европы, лишь недавно вступившие в ЕС и более других зависящие от
российских поставок газа, вносят в Еврокомиссию дополнительные предложения,
касающиеся создания единой системы энергетической безопасности в ЕС. Польша
видит выход из проблемы в создании Европейского союза энергетической
безопасности, проект которого в феврале 2006 г. был представлен 32 странам,
входящим в состав ЕС и НАТО. Варшава предлагала создание специального
механизма, который позволил бы странам слаженно взаимодействовать при угрозе
прекращения поставок энергоресурсов. Однако страны, к которым Польша обратилась с
проектом, не поддержали идею «энергетического НАТО». Основным недостатком
создания подобного союза является отсутствие стимулов у стран-участниц
развивать энергетику (как электростанции, так и инфраструктуру). В случае
возникновения кризиса все остальные страны - участницы будут обязаны солидарно
оказывать ей помощь, что в конечном счете негативно отразится на экономике тех
стран, энергозависимость которых от внешних поставок на сегодняшний день
относительно невелика. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев отсутствует и физическая инфраструктура для оказания такой помощи. |
|
|
|
|
|
|
|