|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Август 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
«Газпром» рассчитываетна запасы «Сахалина-1»
|
|
|
— Участие «Газпрома» и в проекте «Сахалин-2», и в проекте «Сахалин-1» представляет, я уверен, интерес и для наших зарубежных партнеров,
в том числе и для японских компаний, и для японского рынка, — заявил вице-премьер РФ Сергей Нарышкин, побывав в начале июля с визитом в Токио.
|
|
|
Михаил КЛАССОН
|
|
|
Трудно сказать, что подвигло вице-премьера по внешнеэкономической деятельности,
руководившего до этого аппаратом правительства, на такое заявление. Кроме,
естественно, стремления проявить дипломатический политес. Как известно, в число
акционеров «Сахалина-1» входит консорциум японских компаний SODECO с
30-процентной долей. И, по представлениям Сергея Нарышкина, российский газовый
монополист мог бы, похоже, стать перспективным компаньоном для японцев. Но надо
иметь в виду, что акционером проекта является « Роснефть» с 20-процентной долей,
и сталкивать ее на одной «поляне» с «Газпромом» вроде бы не с руки.
Хотя японские энергетические компании давно законтрактовали под свои нужды газ
«Сахалина-2» (еще до вхождения в него «Газпрома»), и им как будто бы не нужен
еще один поставщик — «Сахалин-1» (который пока даже не начал строить
транспортную инфраструктуру под экспорт газа) с его потенциальным акционером —
«Газпромом». В то же время SODECO еще в 2006 г. настаивал на ежегодном экспорте
в Японию по морю в сжиженном виде 6 млн т газа (8,5 млрд м3) — для удобства
японских коммунальных компаний. Однако переговоры между оператором «Сахалина-1», американской
компанией Exxon и SODECO зашли в тупик, потому что Exxon намеревался
экспортировать весь газ по «трубе», что устраивало китайскую сторону. Теперь
Exxon отбивает попытки «Газпрома» «завернуть» весь газ, добываемый в рамках
проекта, на газификацию Дальнего Востока. В октябре 2006 г. американцы подписали
предварительное соглашение с CNPC о ежегодных продажах 8 млрд м3 газа
«Сахалина-1» в Китай. При этом еще 3 млрд м3 могло бы поставляться российским
потребителям. Поставки газа в Хабаровский край с «Сахалина-1» уже начались в
октябре 2005 г. Нынешний газопровод, который сейчас строители и монтажники тянут
от Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска, можно затем продлить до Владивостока и
тем самым газифицировать и Приморский край.
Предложение «Газпрома» «завернуть» весь газ «Сахалина-1» впервые озвучил
заместитель председателя правления компании Александр Ананенков, выступая в июне
на заседании президиума комиссии правительства по социально-экономическому
развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Дело в том, что правительство давно
назначило «Газпром» координатором деятельности по реализации Программы создания
в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки
газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других
стран АТР (далее — Программа). Ее проект был рассмотрен и принят за основу 15
июня на заседании правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства
минерально-сырьевой базы. Как надеются в «Газпроме», Программа будет доработана с
уточнением ряда параметров и принята до конца 2007 г. При этом поставки в Китай
планируются по двум коридорам: западному ( из Западной Сибири через Алтай) и
восточному (с Сахалина — на материк и далее через Хабаровск и Владивосток). —
Потребности только четырех дальневосточных регионов страны в газе превышают
сейчас 15 млрд м3 в год, — проинформировал чиновников Александр Ананенков. —
Поэтому мы считаем необходимым, чтобы была дана директива и газ «Сахалина-1» был
продан «Газпрому», с тем чтобы мы могли газифицировать субъекты РФ, и этот газ
не пошел бы, как предполагает Exxon, на экспорт.
Согласно проекту Программы прогнозное потребление газа в Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке к 2030 г. составит 32 млрд м3 /год, а с учетом потребностей
газохимических производств может достичь 46 млрд. При это м возможный экспорт в страны АТР
трубопроводного газа пока имеет достаточно широкий диапазон — 25—50 млрд, а в
виде СПГ — около 28 млрд м3/год. Экспорт «Газпрома» только в Китай может
составить 60—80 млрд м3/год. В марте 2006 г. «Газпром» и CNPC подписали протокол о ежегодных поставках 68 млрд по западному и восточному коридорам. Одно из уточнений Программы касается как раз масштабов экспорта в АТР. И связано оно,
по-видимому, с те м, что до сих пор с китайцами не удалось достигнуть согласия
по цене. Эстафетную палочку от г-на Ананенкова подхватил в конце июня другой
заместитель председателя правления « Газпрома» — Александр Медведев: «Реализация
Программы позволит удовлетворить текущие и перспективные потребности этого
региона, приступить к переработке газа как ценного газохимического сырья
(включая гелий). В Программе определена очередность разработки газовых ресурсов.
При этом ресурсы Сахалина являются приоритетными, тем более что проекты
«Сахалин-1» и «Сахалин-2» далеко продвинулись. Газификацию потребителей
Сахалинской области и Хабаровского края предполагается на начальной стадии
осуществлять за счет поставок газа с месторождений «Сахалина-1», в том числе по
действующей газотранспортной системе. А для газификации Приморского края
предполагается продлить газотранспортную систему до Владивостока».
Далее г-н Медведев рассказал о том, вокруг чего весь упомянутый сыр-бор и
произошел: «Переговоры с Китаем ведутся, я бы сказал, в нормальном режиме.
Естественно, что у « Газпрома» имеются свои критерии по продажам газа, прежде
всего по их доходности, а у китайской стороны — свои представления о том, какую
доходность они бы хотели иметь, работая с российским газом. Переговоры включают
не просто отдельные ценовые параметры, но и возможности расширения
сотрудничества на все звенья цепочки создания добавочной стоимости. Что касается
закупки газа «Сахалина-1» у Exxon, то должен пояснить, что когда в 90-х
готовилось СРП по этому проекту, ряд вопросов был недостаточно четко
сформулирован. А сейчас, с учетом того, что в 2011 г. принцип равнодоходности
внутренних поставок и экспорта станет преобладающим, мы можем предложить Exxon
такие коммерческие условия, которые окажутся для них весьма и весьма
приемлемыми. А именно с точки зрения разделения тех рисков, с которыми они
сталкиваются уже сегодня. Что значит продать газ в Китай, когда нет
трубопровода? Кроме того, я плохо представляю себе, как «труба» на 8 млрд м3
может быть эффективной. И здесь государство, как участник сахалинских проектов и
как ответственный агент реализации Программы, должно сказать свое веское слово.
При этом уже достигну та договоренность, что переговоры о закупке газа у
«Сахалина-1» может вести как Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2». —
Прим. ред.), так и «Газпром».
И, наконец, г-н Медведев раскрыл интригу отношений «Газпрома» с Exxon: «Даже
небольшие объемы газа, предлагаемые вне общей экспортной программы, могут внести
сумятицу в головы импортеров. Поэтому главным аргументом принятия поправок в
закон «О единой системе газоснабжения» было как раз намерение сохранить
стабильность и предсказуемость газового рынка. Еще несколько лет назад мы
предлагали Exxon скоординировать с нами по крайней мере свои переговоры с
китайской стороной. По каким-то причинам Exxon от этого уклонился. Критиковать
их за это неуместно, каждый сам решает, как ему выстраивать свою политику. Но
если бы Exxon пошел на это, то я уверен, что он извлек бы больше доходов от
возможной продажи газа в Китай».
Г-на Медведева поддержал Виктор Тимошилов, начальник управления «Газпрома» по
координации восточных проектов: «Уполномоченный государственный орган
«Сахалина-1» должен выразить свою позицию по поводу приоритетности поставок газа
на внутренний рынок. Как вы знаете, сейчас завершается работа над программой
социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Эта программа
исходит из достаточно динамичных прогнозов роста энергопотребления в регионе. И
уже в 2010 г. здесь может возникнуть дефицит газа в объеме 10 млрд м3, а в
2015-м — 8 млрд. Поэтому весь газ «Сахалина-1» будет востребован на российском Дальнем Востоке».
Так им образом, возникла непростая ситуация. С одной стороны, проявился конфликт
между двумя коммерческими структурами, намеревающимися поставлять газ в Китай,
— «Газпромом» и Exxon. Поэтому некоторые наблюдатели посчитали, что этот
конфликт имеет чисто конкурентную природу.
С другой стороны, тот же «Газпром» приводит веские аргументы в пользу того, что
дефицит газа притормозит динамичное развитие Дальнего Востока. Эту точку зрения
подкрепляет и то обстоятельство, что китайцы, используя нескоординированность
действий двух конкурентов, до сих пор настаивают на планке в 100 долл./тыс. м3.
В то время как в Европе «Газпром» продает газ по цене свыше 240 долл. В начале
июля министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, находясь с визитом
в Пекине, сделал решительное заявление: «Поставки российского газа по
планируемым газопроводам в Китай могут быть отсрочены в случае, если стороны не
завершат переговоры по восточному варианту в 2008-м, а по западному — в 2007-м». Г-н Христенко напомнил, что начало поставок
газа по западному направлению запланировано на 2011-й, а по восточному — на 2016
г. Так что государство, похоже, начинает плотно подключаться к сахалинскому
«стыку интересов». |
|
|
|
|
|
|
|