Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2007 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Не числом, а умением

 
   

Малые и средние нефтяные компании необходимо узаконить

 

 
 

Евгений ГАЛИЧАНИН,
председатель подкомитета по нефтяному комплексу Государственной Думы

 
 
Мировая Энергетика На первый взгляд, если глубоко не вникать в дела нефтяной отрасли, ситуация там представляется относительно благополучной, особенно на фоне мировой конъюнктуры на нефть. Но это, увы, не так. Российская нефтяная промышленность в последние годы характеризуется понижающимися показателями развития. Расчеты показывают: чтобы только поддерживать сложившиеся уровни добычи, необходимо ежегодно вводить новых мощностей как минимум на 10%, или не менее 40 млн.т. Главная причина — резкое ухудшение состояния сырьевой базы.

По данным комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, уже 10 лет практически нет прироста разведанных запасов страны по нефти. К 2005-му они составили 84,5% от уровня 1991 г. и продолжают неуклонно уменьшаться. Ежегодно открывается 200—300 млн.т. новых запасов, но одновременно примерно столько же списывается из ранее открытых, как неподтвердившихся. Устойчиво снижаются новые открытия: 2001 г. — 375 млн.т, 2002-й — 254 млн., 2003-й — 240 млн., 2004 г. — 220 млн.т. Тенденция сохраняется и в настоящее время. По оценке Министерства природных ресурсов, «планируемая добыча нефти в России обеспечена разведанными запасами только до 2010 г.».

При этом прогноз по пятилетиям может выглядеть так:
  • 2005—2010 гг. Накопленная добыча нефти с газовым конденсатом (млн.т.) — 2830. Прирост запасов — 2235;
  • 2011—2015 гг. Добыча — 2500. Прирост запасов — 2000.
  • 2016—2020 гг. Добыча — 2600. Прирост запасов — 2200.


  • Таким образом, всего за эти годы ожидается накопленная добыча нефти с газовым конденсатом в объеме 7930 млн т, а прирост запасов — 6435 млн т. Если в эту негативную ситуацию не вмешаться, перспектива развития отрасли станет угрожающей.

    Продолжает расти доля трудноизвлекаемых запасов, достигнув уже 60%. Падает извлечение нефти. Пятнадцать лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитами скважин менее 25 т/сут. составляла около 55%. В настоящее время такую долю (55%) уже составляют запасы с дебитами до 10 т/сут. Более 70% запасов нефтяных компаний находится в диапазоне низких дебитов скважин на грани рентабельности. Значительно выросло число бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда. Уменьшение в последние годы неработающего фонда фактически произошло за счет перевода бездействующих скважин в консервацию, а не за счет их ввода в эксплуатацию. Возрастание числа неработающих скважин чревато разбалансированием систем разработки месторождений, выборочной отработкой запасов наиболее доступной нефти. В конечном счете все это ведет к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов. Нефтеотдача может уменьшиться на 5—8%, что при сегодняшнем объеме вовлеченных в разработку запасов нефти и текущих мировых ценах эквивалентно потере 80— 100 млрд долл. и является грубейшим нарушением закона «О недрах» в части их рационального использования.

    В этих условиях чрезвычайно важно, чтобы активизировалась деятельность средних и малых нефтяных предприятий, готовых работать на месторождениях и скважинах, не интересных в силу их низкой рентабельности мощным холдингам. Она же, напротив, резко снизилась и продолжает уменьшаться. Чтобы дать толчок к развитию малых и средних нефтяных компаний, прежде всего необходимо предельно четко определить, что они собой представляют. Пока такого критерия нет, сложно развивать необходимую законодательную базу, совершенствовать систему налогообложения, стимулирующую их деятельность. В соответствии с действующим законодательством к малым относятся предприятия, где трудятся менее ста человек. Но в нефтяной отрасли своя специфика, здесь надо исходить не из количества работающего персонала, а из объемов добычи. Сами нефтяники считают, что если она составляет менее 1 млн.т. нефти с конденсатом в год, то это вроде как малая компания. Если доходит до 5—10 млн., то средняя. И реальность такова, что работать им сейчас сложнее, чем вертикально интегрированным. Самый простой пример: добыл нефть, а куда и как ее сбывать? Хоть и существует антимонопольное законодательство, но допуск к трубопроводу для независимых ограничен. Кроме того, почти все НПЗ входят в состав ВИНК и, конечно же, принимают сырье на переработку прежде всего у своих производителей. Малые и средние нефтедобычные предприятия выкручиваются кто как сможет.

    Основные моменты, касающиеся деятельности независимых компаний, были прописаны в законе «О нефти и газе», принятом Думой еще в 1995 г. Законопроект прошел и Совет Федерации. Однако тогдашний президент Борис Ельцин наложил на него вето. По прошествии времени становится все очевиднее, что с точки зрения защиты государственных интересов он был прав. Рыночная экономика только начинала развиваться. Основополагающие законодательные акты — прежде всего «Бюджетный кодекс», «О недрах» и др. — были недостаточно разработаны. Да и базовый закон готовился крупными частными компаниями явно под себя. Теперь в стране наконец-то появилась мощная государственная нефтяная компания — «Роснефть». Через нее можно — и нужно! — проводить политику, направленную на отстаивание в нефтяной промышленности государственных приоритетов. Именно «Роснефть» заинтересована в разработке проекта закона о нефти и внесении его на рассмотрение правительства.

    Отсутствие такого закона становится тормозом развития не только нефтяной, но и смежных с ней отраслей. Не дождавшись появления столь нужного закона на федеральном уровне, соответствующие законодательные акты провели в Ханты-Мансийском АО, Башкирии, Татарии. Есть подобные законы и в других отраслях, занимающихся эксплуатацией недр. Действуют они и в основных нефтегазодобывающих странах мира. Большие надежды малые и средние нефтяные компании возлагали на принятые в прошлом году поправки в налоговый кодекс об изменении порядка уплаты НДПИ, которые начали действовать с 1 января с.г. Очень важно, что впервые появляется такое понятие, как коэффициент выработанности, т.е. уже можно говорить о деференциации в зависимости от состояния месторождения. К сожалению, полностью проблему это не решает. Послабление налогового бремени при разработке месторождений с выработанностью 80% и более не покрывает возникающие при этом затраты.

    Мировая Энергетика Этим же законом устанавливается нулевая ставка НДПИ для месторождений Восточной Сибири в Республике Саха (Якутия), Красноярском крае и Иркутской области. Освоение таких регионов, где нет инфраструктуры, не доказаны запасы, без поддержки государства невозможно. Крупные компании туда сейчас не выходят. Казалось бы, это как раз место приложения сил мелких и средних нефтедобычных предприятий. Беда лишь, что льготы начинают действовать лишь при условии достижения накопленного объема добычи нефти в 25 млн т. Нехитрая арифметика показывает, сколько пройдет времени, пока малое предприятие с добычей 1 млн.т. в год дождется заманчивых преференций. И может ли оно позволить себе такую роскошь, вопрос риторический. Конечно, нет. Опять же, есть расчеты, доказывающие, что удельные затраты на разработку новых месторождений в отдельных старопромысловых районах сопоставимы с удельными затратами в неосвоенной Восточной Сибири. Так, в Татарии остались лишь точечные месторождения, с мелкими объемами нефти, в связи с чем ее добыча и транспортировка очень дороги.

    Понимая это, работаем над дальнейшим совершением расчета НДПИ. Предлагаем устанавливать нулевые ставки налога на 7 лет уже на все новые месторождения вне зависимости от региона с момента сдачи первой тонны нефти или до достижения 20% степени их выработанности. Уже согласовали позиции с МЭРТ. Если удастся довести новацию до принятия соответствующих поправок в Налоговом кодексе, это будет большое дело. Подготовлен ко второму чтению законопроект о магистральном трубопроводном транспорте, где провозглашен равный доступ к трубе. Подробно прописан механизм, как он достигается. Думаю, что в осеннюю сессию Госдумы проведем закон обязательно. Готовится и новая редакция закона «О недрах». Большой раздел должен быть посвящен лицензированию месторождений. Дело в том, что сегодня малым предприятиям зачастую сложно выполнить требования лицензии. Проекты разработки — капиталоемкие, а с привлечением под них инвестиций есть серьезные проблемы. Помочь в их преодолении и должен новый закон. Приветствуем это. Но есть и момент, с которым категорически не согласны. Правительство пытается отказаться от конкурсного отбора, свести все к аукционам. Считаем, что для малых и средних предприятий надо оставить и конкурсную форму. Иначе они заведомо ставятся в проигрышное положение в конкуренции с более состоятельными соискателями. Ведь на аукционе главную роль играет не технологическая, техническая, научная составляющая, а деньги. Но, повторюсь, отправной момент — разработка специального закона о нефти, где должен быть раздел, посвященный малым и средним нефтедобывающим организациям, отражен их статус и определены критерии отнесения к сектору, прописаны права и обязанности, закреплены подходы к созданию механизма стимулирования их деятельности.
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru