 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Август 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Не числом, а умением
|
|
|
Малые и средние нефтяные компании необходимо узаконить
|
|
|
Евгений ГАЛИЧАНИН, председатель подкомитета по нефтяному комплексу Государственной Думы
|
|
|
На первый взгляд, если глубоко не вникать в дела нефтяной отрасли, ситуация там
представляется относительно благополучной, особенно на фоне мировой конъюнктуры
на нефть. Но это, увы, не так. Российская нефтяная промышленность в последние
годы характеризуется понижающимися показателями развития. Расчеты показывают:
чтобы только поддерживать сложившиеся уровни добычи, необходимо ежегодно вводить
новых мощностей как минимум на 10%, или не менее 40 млн.т. Главная причина —
резкое ухудшение состояния сырьевой базы.
По данным комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, уже 10
лет практически нет прироста разведанных запасов страны по нефти. К 2005-му они
составили 84,5% от уровня 1991 г. и продолжают неуклонно уменьшаться. Ежегодно
открывается 200—300 млн.т. новых запасов, но одновременно примерно столько же
списывается из ранее открытых, как неподтвердившихся. Устойчиво снижаются новые
открытия: 2001 г. — 375 млн.т, 2002-й — 254 млн., 2003-й — 240 млн., 2004 г. — 220
млн.т. Тенденция сохраняется и в настоящее время. По оценке Министерства
природных ресурсов, «планируемая добыча нефти в России обеспечена разведанными
запасами только до 2010 г.».
При этом прогноз по пятилетиям может выглядеть так: 2005—2010 гг. Накопленная
добыча нефти с газовым конденсатом (млн.т.) — 2830. Прирост запасов — 2235; 2011—2015 гг. Добыча — 2500. Прирост запасов — 2000. 2016—2020 гг. Добыча —
2600. Прирост запасов — 2200.
Таким образом, всего за эти годы ожидается
накопленная добыча нефти с газовым конденсатом в объеме 7930 млн т, а прирост
запасов — 6435 млн т. Если в эту негативную ситуацию не вмешаться, перспектива
развития отрасли станет угрожающей.
Продолжает расти доля трудноизвлекаемых запасов, достигнув уже 60%. Падает
извлечение нефти. Пятнадцать лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с
дебитами скважин менее 25 т/сут. составляла около 55%. В настоящее время такую
долю (55%) уже составляют запасы с дебитами до 10 т/сут. Более 70% запасов
нефтяных компаний находится в диапазоне низких дебитов скважин на грани
рентабельности. Значительно выросло число бездействующих скважин, превысив
четверть эксплуатационного фонда. Уменьшение в последние годы неработающего фонда
фактически произошло за счет перевода бездействующих скважин в консервацию, а не
за счет их ввода в эксплуатацию. Возрастание числа неработающих скважин чревато
разбалансированием систем разработки месторождений, выборочной отработкой
запасов наиболее доступной нефти. В конечном счете все это ведет к безвозвратным
потерям части извлекаемых запасов. Нефтеотдача может уменьшиться на 5—8%, что
при сегодняшнем объеме вовлеченных в разработку запасов нефти и текущих мировых
ценах эквивалентно потере 80— 100 млрд долл. и является грубейшим нарушением
закона «О недрах» в части их рационального использования.
В этих условиях чрезвычайно важно, чтобы активизировалась деятельность средних и
малых нефтяных предприятий, готовых работать на месторождениях и скважинах, не
интересных в силу их низкой рентабельности мощным холдингам. Она же, напротив,
резко снизилась и продолжает уменьшаться. Чтобы дать толчок к развитию малых и
средних нефтяных компаний, прежде всего необходимо предельно четко определить,
что они собой представляют. Пока такого критерия нет, сложно развивать
необходимую законодательную базу, совершенствовать систему налогообложения,
стимулирующую их деятельность. В соответствии с действующим законодательством к
малым относятся предприятия, где трудятся менее ста человек. Но в нефтяной
отрасли своя специфика, здесь надо исходить не из количества работающего
персонала, а из объемов добычи. Сами нефтяники считают, что если она составляет
менее 1 млн.т. нефти с конденсатом в год, то это вроде как малая компания. Если доходит до 5—10 млн., то средняя. И реальность
такова, что работать им сейчас сложнее, чем вертикально интегрированным. Самый
простой пример: добыл нефть, а куда и как ее сбывать? Хоть и существует
антимонопольное законодательство, но допуск к трубопроводу для независимых
ограничен. Кроме того, почти все НПЗ входят в состав ВИНК и, конечно же,
принимают сырье на переработку прежде всего у своих производителей. Малые и
средние нефтедобычные предприятия выкручиваются кто как сможет.
Основные моменты, касающиеся деятельности независимых компаний, были прописаны в
законе «О нефти и газе», принятом Думой еще в 1995 г. Законопроект прошел и
Совет Федерации. Однако тогдашний президент Борис Ельцин наложил на него вето.
По прошествии времени становится все очевиднее, что с точки зрения защиты
государственных интересов он был прав. Рыночная экономика только начинала
развиваться. Основополагающие законодательные акты — прежде всего «Бюджетный
кодекс», «О недрах» и др. — были недостаточно разработаны. Да и базовый закон
готовился крупными частными компаниями явно под себя. Теперь в стране наконец-то
появилась мощная государственная нефтяная компания — «Роснефть». Через нее можно
— и нужно! — проводить политику, направленную на отстаивание в нефтяной
промышленности государственных приоритетов. Именно «Роснефть» заинтересована в
разработке проекта закона о нефти и внесении его на рассмотрение правительства.
Отсутствие такого закона становится тормозом развития не только нефтяной, но и
смежных с ней отраслей. Не дождавшись появления столь нужного закона на
федеральном уровне, соответствующие законодательные акты провели в
Ханты-Мансийском АО, Башкирии, Татарии. Есть подобные законы и в других
отраслях, занимающихся эксплуатацией недр. Действуют они и в основных
нефтегазодобывающих странах мира. Большие надежды малые и средние нефтяные
компании возлагали на принятые в прошлом году поправки в налоговый кодекс об
изменении порядка уплаты НДПИ, которые начали действовать с 1 января с.г. Очень
важно, что впервые появляется такое понятие, как коэффициент выработанности, т.е.
уже можно говорить о деференциации в зависимости от состояния месторождения. К
сожалению, полностью проблему это не решает. Послабление налогового бремени при
разработке месторождений с выработанностью 80% и более не покрывает возникающие
при этом затраты.
Этим же законом устанавливается нулевая ставка НДПИ для месторождений Восточной
Сибири в Республике Саха (Якутия), Красноярском крае и Иркутской области.
Освоение таких регионов, где нет инфраструктуры, не доказаны запасы, без
поддержки государства невозможно. Крупные компании туда сейчас не выходят.
Казалось бы, это как раз место приложения сил мелких и средних нефтедобычных
предприятий. Беда лишь, что льготы начинают действовать лишь при условии
достижения накопленного объема добычи нефти в 25 млн т. Нехитрая арифметика
показывает, сколько пройдет времени, пока малое предприятие с добычей 1 млн.т. в
год дождется заманчивых преференций. И может ли оно позволить себе такую
роскошь, вопрос риторический. Конечно, нет. Опять же, есть расчеты, доказывающие,
что удельные затраты на разработку новых месторождений в отдельных
старопромысловых районах сопоставимы с удельными затратами в неосвоенной
Восточной Сибири. Так, в Татарии остались лишь точечные месторождения, с мелкими
объемами нефти, в связи с чем ее добыча и транспортировка очень дороги.
Понимая это, работаем над дальнейшим совершением расчета НДПИ. Предлагаем
устанавливать нулевые ставки налога на 7 лет уже на все новые месторождения вне
зависимости от региона с момента сдачи первой тонны нефти или до достижения 20%
степени их выработанности. Уже согласовали позиции с МЭРТ. Если удастся довести
новацию до принятия соответствующих поправок в Налоговом кодексе, это будет
большое дело. Подготовлен ко второму чтению законопроект о магистральном
трубопроводном транспорте, где провозглашен равный доступ к трубе. Подробно
прописан механизм, как он достигается. Думаю, что в осеннюю сессию Госдумы
проведем закон обязательно. Готовится и новая редакция закона «О недрах». Большой
раздел должен быть посвящен лицензированию месторождений. Дело в том, что
сегодня малым предприятиям зачастую сложно выполнить требования лицензии.
Проекты разработки — капиталоемкие, а с привлечением под них инвестиций есть
серьезные проблемы. Помочь в их преодолении и должен новый закон. Приветствуем
это. Но есть и момент, с которым категорически не согласны. Правительство
пытается отказаться от конкурсного отбора, свести все к аукционам. Считаем, что
для малых и средних предприятий надо оставить и конкурсную форму. Иначе они
заведомо ставятся в проигрышное положение в конкуренции с более состоятельными
соискателями. Ведь на аукционе главную роль играет не технологическая,
техническая, научная составляющая, а деньги. Но, повторюсь, отправной момент —
разработка специального закона о нефти, где должен быть раздел, посвященный
малым и средним нефтедобывающим организациям, отражен их статус и определены
критерии отнесения к сектору, прописаны права и обязанности, закреплены подходы
к созданию механизма стимулирования их деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|