|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2007 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
Либерализация под строгим присмотром государства
|
|
|
Южная Корея прочно вошла в ряды стран с наиболее высоким уровнем экономики. Ее интенсивное развитие началось сравнительно недавно — в начале 60-х годов,
а сейчас трудно представить себе мир без южнокорейских судов, автомобилей, компьютеров и современной домашней электроники.
|
|
|
Николай ХУДЯКОВ, эксперт «Мировой энергетики»
|
|
|
Корейцы взяли на вооружение японскую модель развития и успешно повторили ее. Это
активное участие государства в формировании ядра индустриализации —
финансово-промышленных групп, имена которых у всех на слуху — достаточно назвать
Hyundai, Daewoo, Samsung. Корпорациям был создан благоприятный режим для
развития, и на тот исторический момент они оправдали возлагавшиеся на них
надежды. Второе направление — привлечение передовых технологий и их широкое
использование, особенно на первых порах. И, наконец, третье — сочетание рыночных
и «традиционных» механизмов воздействия на субъекты экономического процесса. По
этой причине, например, такого явления, как бегство капитала, в Южной Корее не
встречается, хотя серьезные экономические трудности были, в частности, после
памятного всем «азиатского кризиса». Полученные доходы распределялись гораздо
справедливее, чем, скажем в некоторых соседних странах. В отдельные годы бурного
развития реальная зарплата росла очень высокими темпами. Результат — ВВП на душу
населения достиг почти 18 тыс. долл.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Энергетика — сфера повышенного внимания правительства Южной Кореи. Основные
активы принадлежат государству. Эта отрасль строго регламентируется планами и
концепциями, которых насчитывается около десятка.
В настоящее время действует «Второй национальный план в области энергетики»,
принятый в конце 2002 года. На основании закона правительство обязано каждые
пять лет формулировать новый план. Это поручено Министерству торговли,
промышленности и энергетики. Таким образом, вскоре должен появиться новый
документ, которым будут руководствоваться правительство и
бизнес. Принятию плана предшествовала публикация общей концепции — «Видение и
развитие энергетической политики до 2010 года». В этом документе изложены
задачи, которые могут выходить за рамки конкретных постановлений плана, но при
этом всегда дают общее направление политики в области энергетики. Задачей
действующего плана является обеспечение страны энергией, ее рациональное
использование, охрана окружающей среды и выработка текущих директив и планов для
страны в целом, а также отдельных регионов. Можно отметить, что рациональное
использование энергии подразумевает среди прочего особые тарифы в отдельных
случаях, а также субсидирование производителей и даже потребителей энергии, в
частности, в угольной отрасли. Кроме того, отдельные потребители в
промышленности и сельском хозяйстве платят за получаемую энергию ниже
себестоимости.
Еще один важный момент — намерение осуществлять по мере возможности ослабление
государственного контроля в энергетике. Это вытекает из концепции, а также
подкрепляется решениями правительства. Однако правительство действует очень
осторожно и не спешит. Так, несколько лет назад были обнародованы планы по
либерализации газового рынка, а также электроэнергетики. Это касается и
приватизации. Однако в связи с ситуацией на мировых рынках, ростом цен на
энергоносители, а также из-за негативной реакции профсоюзов либерализация в
указанных отраслях была приостановлена. По мнению авторов монографии МЭА,
посвященной энергетике Южной Кореи (май 2007), все это поставило страну в
интересное положение — «газовая отрасль и электроэнергетика оказались на полпути
между регулируемой вертикальной интеграцией и рынком конкуренции». МЭА советует
продолжить либерализацию, одновременно даже приостановив приватизацию. Возможно,
так и будет. Либерализация под государственным контролем (при ограниченной
приватизации) — вот как можно было бы выразить суть энергетической политики этой
страны в настоящий момент. Энергобаланс Южной Кореи выглядит следующим образом.
Более половины потребляемой первичной энергии приходится на нефть, однако к 2010
г. ее доля должна сократиться до 46,9%. Высока доля угля — свыше 22%. К 2010 г.
этот показатель возрастет до 23,2%. Растет доля СПГ — примерно десять лет назад
она была на уровне 9,8%, а в 2010 г. достигнет 15,4%. Также нельзя обойти
вниманием долю атомной энергетики — сейчас она приблизилась к 14% и будет расти.
Нефть. Месторождений нефти у Южной Кореи нет, страна полностью зависит от
импорта — он превышает 3 млн барр./день (150 млн т/год). Однако примечательно,
что страна ввозит нефти гораздо больше, чем ей требуется в настоящее время. Нефть
перерабатывается, а затем экспортируется в виде нефтепродуктов. В итоге почти
25% нефти, поступающей в Корею, вновь попадает на мировой рынок. В этом
отношении ситуация напоминает Сингапур, где также поставлена на поток переработка
нефти для нужд соседних стран. Собственное потребление нефти Южной Кореей
составляет 2 млн. барр./день. По импорту нефти Южная Корея занимает 5-е место в
мире, уступая США, Японии, Китаю и Германии.
Как уже отмечалось, в Южной Корее очень велика роль государства в экономике. Все,
что связано с нефтью, контролируется государственной Корейской национальной
нефтяной корпорацией — KNOC. Однако это касается только добычи и импорта.
Транспортировка и нефтепереработка осуществляются приватизированными или
изначально частными предприятиями. Их несколько, кроме того, имеются и несколько
СП с участием крупных западных корпораций. С конца 90-х годов потребление нефти в
стране стабилизировалось на уровне примерно 2 млн барр./день и особо не растет.
Однако не следует забывать о росте мировых цен. По этой причине расходы на
приобретение нефти неизменно растут. В 2005 г. они превысили 45 млрд долларов.
Источники импорта нельзя назвать разнообразными. 75% всей закупаемой нефти
поступает из района Персидского залива. Делались попытки диверсифицировать
источники, но, как видим, без особого успеха. Почти треть всей закупаемой нефти
приходится на одну страну — Саудовскую Аравию.
Государственная компания ведет и собственную добычу. После безуспешных попыток
найти экономически значимые месторождения, компания приступила к освоению
шельфа. Исследования велись в том числе и с участием иностранных партнеров.
Видимо, такие работы будут продолжены, хотя более перспективными представляются
поиски нефти и разработка месторождений за пределами национальной территории.
Как указывают южнокорейские источники, по состоянию на 2006 год KNOC вела работы
в 15 государствах мира в рамках реализации 32 проектов. Шесть проектов уже
позволили начать добычу нефти, четыре разрабатываются, совместно используются
еще четыре.
Среди партнеров KNOC можно выделить Казахстан, Россию (Камчатский полуостров),
Китай, Венесуэлу, Индонезию, Вьетнам, Австралию, Бенин, Йемен, Нигерию. Тем не
менее, как указывается в материалах Министерства энергетики США, доля KNOC в
добыче за границей (примерно 40 тыс. барр./день) составляет всего 2% от всего южнокорейского импорта нефти. Ставится задача довести этот
показатель к 2010 году до 10%.
По данным Министерства энергетики США, в 2007 г. мощности перерабатывающих
предприятий Южной Кореи составляли 2,6 млн барр./день. В стране функционировали
шесть НПЗ. Из них два по мощности занимают второе и третье места в мире.
Перерабатывается нефти значительно больше, чем требуется на внутреннем рынке,
поэтому развит экспорт нефтепродуктов в соседние страны.
Газ. Природный газ играет особую роль в энергетике Южной Кореи. Своих месторождений у нее
практически нет, и приходится полагаться на импорт. Эта страна в
огромных количествах закупает СПГ. По импорту СПГ, к примеру, она уступает только
Японии и занимает 2-е место в мире. По данным на 2005 г., закупки СПГ составили
22 млн тонн. Темпы роста импорта СПГ возрастали за последние несколько лет
ежегодно примерно на 10%.
Основные поставщики — Катар, Оман, Индонезия и Малайзия. Доля каждой из этих
стран высока — около 20% и выше. Также СПГ поступает из Австралии и ОАЭ.
Поставки осуществляются на основе долгосрочных контрактов, хотя в последнее время
происходят и разовые закупки на спотовых рынках. Понятно, что для приема СПГ
нужны специальные терминалы. Их в Южной Корее четыре, причем последний
вступивший в строй терминал — частный. Непосредственно газоснабжением занимается
Корейская газовая корпорация — KOGAS. Ей принадлежат газопроводы, 3 из 4
терминалов по приему СПГ, остальная инфраструктура газовой отрасли. Компания
фактически принадлежит государству. Об этом свидетельствует структура ее
собственников — это непосредственно государство, затем находящаяся под контролем
государства Корейская электрическая корпорация — KEPCO и, наконец, местные органы власти.
Газодобыча — новое явление в Южной Корее. На рубеже 2000 года в стране
было открыто первое собственное месторождение природного газа. Это шельфовое
месторождение с запасами примерно 7 млрд м3. С 2004 г. ведется добыча, она составляет
1,4 млнм3в день. Однако это всего лишь 2% от всего уровня потребления. Позже
были сделаны новые открытия, и в Сеуле по прежнему надеются найти значимые
месторождения на шельфе. Скорее всего, это дело отдаленного будущего. Видимо, в
ближайшей перспективе альтернативы импорту газа у Южной Кореи не будет.
KOGAS ведет активную работу за границей. Это и собственно разведка, и добыча, а
также инвестиции в ряд проектов в области СПГ. Среди партнеров — добытчики
Катара, Йемена и других стран.
Уголь. Запасы угля в Южной Корее составляют около 80 млн тонн. Это очень мало, учитывая его годовое потребление — примерно 90 млн
тонн. За счет собственных запасов обеспечивается максимум 4% всех потребностей.
Нехватка восполняется импортом. Поставщики угля в Южную Корею — Австралия,
Китай, США. Следует отметить, что добыча угля стала сокращаться еще в конце 80-х
годов.
АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ И ЭНЕРГЕТИКА
Атомная энергетика в Южной Корее развита очень неплохо. В стране функционируют
четыре АЭС, и насчитывается 20 реакторов. Имеются планы строительства еще двух
АЭС, которые будут включать в себя шесть реакторов. Их ввод в строй намечен на
2008—2011 гг. Интересно отметить, что первая АЭС была введена в строй не далее как в 1978 году.
Мощности по производству электроэнергии Южной Кореи составляют 58,8 млн кВт.
Вырабатывается 343 млрд кВт·ч в год. 36% дают АЭС, угольные станции — примерно
40%. На газ приходится 13% вырабатываемого электричества.
Производством энергии занимается уже упоминавшаяся государственная корпорация
KEPCO. В 2001 г. ее генерирующие подразделения были разделены на шесть компаний,
и это должно было открыть путь для приватизации. Предполагалось, что у
государства останется только одна компания, отвечающая за гидро- и атомную
энергетику. В 2003 г. предполагалось продать до 51% акций одного из
новообразованных предприятий. Однако из-за противодействия профсоюзов все это
было приостановлено. Такое положение сохраняется до сих пор. Планы
правительства предусматривают продажу акций частным компаниям (мажоритарный
пакет), остальное — на публичных торгах. Однако когда это произойдет, сказать
трудно.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ И РОССИЯ
Перспективы энергетического сотрудничества между Россией и Южной Кореей весьма
неплохие. В данном случае можно сослаться хотя бы на намерение Сеула
диверсифицировать источники получения энергоресурсов.
Кроме того, в официальных публикациях южнокорейского правительства говорится о
целесообразности создания энергетического «узла» стран Северо-Восточной Азии.
Это прежде всего Китай и районы Дальнего Востока России.
В планах Сеула также содействие энергетическому сотрудничеству с КНДР (поставки
электроэнергии на Север), а это может привести при определенных обстоятельствах
к совершенно новым формам сотрудничества и с Россией. Думается, после завершения
строительства ВСТО разговор с Южной Кореей о нефти также пойдет совсем в другой
плоскости.
Напомним, что Южная Корея изучает также возможность получения газа с
Ковыктинского месторождения. Несмотря на определенные трудности, связанные с
возможным маршрутом, не приходится сомневаться — когда это месторождение начнет
осваиваться, со стороны Южной Кореи могут поступить конкретные предложения.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|