Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Рост после депрессии.

 
   

 

 
 

Наталья КОЧЕШКОВА

 
 
После долгой депрессии трубный рынок оживился благодаря росту спроса, и в первую очередь со стороны «Газпрома» и «Транснефти». Дабы сохранить конкурентоспособность, трубники стремятся обеспечить себя заготовкой, активно занимаются модернизацией производства, расширением сортамента продукции. Инвестируют в производство труб большого диаметра (ТБД) — самый емкий и прибыльный сегмент.

Российские предприятия в 2005 г. увеличили производство стальных труб на 10,6% по сравнению с предыдущим годом (до 6,7 млн т). В 2006 г. рост производства прогнозируется до 7,2 млн т, из которых на внутреннем рынке будет реализовано около 5,8 млн т труб, экспортировано — 1,38 млн т (рис. 1). К 2008 г. емкость российского трубного рынка должна составить 7,5—8 млн т.

Крупнейшим потребителем трубной продукции в России является нефтегазовая отрасль, и в первую очередь «Газпром» и «Транснефть». Основные потребители за рубежом — в Германии, Италии, Китае, Турции, Сирии, Иране, Казахстане, Узбекистане, Туркмении. Стоит отметить, что этот список в последнее время заметно расширился.

Сами трубники увеличение своих экспортных поставок связывают, в частности, с ростом спроса в среднеазиатских странах, где готовятся к реализации крупных нефтегазовых проектов, в частности, нефтепроводов Кумколь (Казахстан) — Китай, Чарджоу (Туркмения) — Иран, а также из Туркмении в Пакистан, Китай и Турцию. Кроме того, дополнительный объем труб понадобится для ремонта и реконструкции транспортных систем. А вот ЕС ограничила поставки российских труб с июня 2006 г. антидемпинговой пошлиной 35,8%.

Около 80% всех труб в России производится семью крупнейшими заводами. Самой крупной структурой на этом рынке является ТМК, чья доля составляет свыше 40% общего объема российского производства (доля в мировом производстве — 3,2%, рис. 2) В ТМК входят Таганрогский металлургический завод (Тагмет), Волжский (ВТЗ), Северский (СТЗ), Синарский трубный завод (СинТЗ).

Другой крупной структурой является Группа ЧТПЗ, ключевые активы которой — Челябинский трубопрокатный (ЧТПЗ) и Первоуральский новотрубный заводы (ПНТЗ). На рынке также присутствует Объединенная металлургическая компания (ОМК) с основным активом — Выксунским металлургическим заводом (ВМЗ); кроме того, Альметьевским трубным, Чусовским и Щелковским металлургическими заводами и «Губахинским коксом».

ТБД — ХИТ СЕЗОНА

Одним из наиболее актуальных в этом сегменте рынка в настоящее время является производство труб большого диаметра 530—1420 мм, рост которого во многом связывается с реализацией крупных газовых и нефтяных проектов (табл. 1). По прогнозам, в 2006 г. — 1,5 млн т (рис. 4).

В России ТБД производят: Волжский ТЗ, ЧТПЗ и Выксунский МЗ (табл. 2). Кроме того, ожидается запуск на Ижорском трубном заводе (проект «Северстали»). Помимо этих предприятий, традиционным поставщиком ТБД на российский рынок является Харцызский трубный завод (Украина).

В ближайшие два года совокупный объем спроса составит около 2 млн т в год. «Газпрому» и «Транснефти» для поддержания в рабочем состоянии действующих трубопроводов требуется ежегодно еще около 300—350 тыс. т, нефтяным компаниям — примерно 200 млн т.

Совокупная мощность предприятий превышает текущие потребности в ТБД, что должно привести к ужесточению конкуренции. В связи с тем что требования «Газпрома» повышаются (труба должна выдерживать давление до 250 атм и иметь толщину стенки до 48 мм), потребление спирально-шовных и двухшовных труб (с толщиной стенки до 20 мм, рассчитанных на 75 атм), которые производят ВТЗ и ХТЗ, должно снижаться, что будет способствовать постепенному сокращению доли на рынке этих двух предприятий. Кроме того, против продукции ХТЗ также будут играть антидемпинговые пошлины, которые введет Россия.

ЧТПЗ ограничил программу выпуска труб большого диаметра (1067—1220 мм). В результате масштабной реконструкции своих производственных мощностей завод способен выпускать ТБД со стенкой до 22 мм, что позволяет ему рассчитывать на участие в строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Однако трубы 1420 мм компания не производит, что исключает его из претендентов на заказы «Газпрома» по данному виду продукции.

В результате новым требованиям соответствуют Выксунский МЗ и Ижорский завод, производящие трубы до 1420 мм с одним прямым швом. И они, похоже, старательно укрепляют свои позиции.

ОМК сотрудничает с нефтегазовой норвежской компанией Hydro для получения лицензии на производство ТБД по стандартам DNV (Det Norske Veritas, для подводных систем) на ВМЗ, что будет весьма актуально при строительстве СЕГ и освоении шельфовых месторождений (в частности, Штокмановского). Не исключено, что и «Северсталь» последует этому примеру.

Немаловажной проблемой является обеспеченность заготовкой. ОМК, закупающая металл у немецкой Dillinger, уже начала подготовку к строительству нового стана-5000 по выпуску листового проката мощностью 1,2 млн т в год, что позволит увеличить производство труб 1420 мм с 570 т до 950 тыс. т в год. Ее конкурент — «Северсталь» в 2001 г. приобрела старый советский стан-5000 и пытается перепрофилировать его на выпуск трубной заготовки. Однако на этом оборудовании невозможно производить особо толстый лист (до 48 мм), который требуют шельфовые и морские газопроводы.

Таким образом, в ближайшие два года, до выхода проектов ВМЗ и ИТЗ на полную мощность, можно ожидать сохранения доли закупок ТБД у украинских, японских и немецких производителей, однако затем вероятно усиление конкуренции на российском рынке и замещение импорта качественной отечественной продукцией. Стоит отметить, что «Газпром» не заключает долгосрочных контрактов с производителями, а закупает трубы по мере необходимости исходя из их качества и цены, что создает дополнительные риски для трубников при реализации масштабных инвестиционных проектов.

ЕСТЬ ВСЕ. КРОМЕ ЗАГОТОВКИ

По большому счету, с появлением трех крупнейших игроков на российском трубном рынке консолидация завершилась. При этом можно отметить, что российские производители в отличие от своих зарубежных коллег, которые создают вертикально-интегрированные холдинги, основную часть сырья преимущественно покупают у сторонних производителей (его доля составляет около 70% в себестоимости труб). Это негативно влияет на рентабельность предприятий. Для сравнения: средняя чистая рентабельность у металлургов за 2005 г., когда, кстати, цена на сталь заметно упала, составляет 20%. У трубников тот же показатель составляет 8% (в 2004 г. — 3%).

Полагаем, что одной из важнейших задач компаний становится обеспечение трубной заготовкой. Но в настоящее время отечественные металлурги не способны поставить штрипс полностью в необходимом объеме. Например, по данным ЧТПЗ, производство труб только для первого этапа строительства ВСТО (2006—2007 гг.) требует 1,6 млн т специального штрипса, но российские металлурги могут поставить не более 300 тыс. т, что вынуждает закупать его за рубежом.

Среди других направлений развития бизнеса можно выделить модернизацию производства и расширение сортамента продукции.

В инвестиционной программе ТМК — строительство современных машин непрерывного литья заготовки (МНЛЗ) на Северском трубном и Таганрогском металлургическом заводах. В прошлом году ТМК совместно с германской SMS Demag реконструировала МНЛЗ на Волжском трубном.

Трубники стремятся диверсифицировать свои активы. Так, ТМК уже приобрела заводы в Румынии — Artrom и Resita. Группа ЧТПЗ получила контроль над 100% акций чешского завода MSA a.s., одного из крупнейших производителей трубопроводной арматуры (преимущественно большого диаметра) в Европе, ориентированного на нужды нефтяной и газовой отраслей. В ЧТПЗ не исключают дальнейшую экспансию на зарубежные рынки, в том числе в сегменте сервисных и инжиниринговых услуг, используя различные формы — от поглощения до создания альянсов и совместных предприятий в Восточной Европе.

Весьма вероятна активизация компаний на рынках капитала, тем более что текущая конъюнктура трубного рынка этому благоприятствует.

ТМК вернулась к планам провести IPO, в ходе которого уже в ноябре 2006 г. может быть продано 15—20% ее акций. Большая часть пакета будет состоять из новых акций, но и нынешние акционеры могут продать небольшое количество своих бумаг.

Напомним, ТМК еще в 2005 г. планировала разместить до 15% своих акций, но ее акционеры решили отложить сделку в надежде, что в будущем удастся разместиться по более высокой цене, и не ошиблись. В свою очередь, советы директоров Челябинского ТПЗ и Первоуральского НТЗ объявили о выкупе соответственно 9,8% и 7% акций предприятий, что также может быть шагом к IPO объединенной компании, но сначала предстоят процедуры, связанные с объединением заводов и переходом на единую акцию. ОМК в отличие от своих конкурентов на биржи пока не торопится. С просьбой предоставить нам текст соглашений о разделе продукции. Оказалось, что и это нам недоступно, хотя в законе о государственной тайне СРП не упоминается.

Еще одной очень важной задачей является совершенствование тарифной политики. К сожалению, чтобы участвовать в сахалинских проектах, мы вынуждены оплачивать тариф за перевозку тонны труб на 70—100 долл. больше, чем иностранные поставщики за счет их более выгодного географического положения.

По нашим оценкам, объем отгрузок российских предприятий на внутренний рынок в отсутствие мер его защиты сократится в 2006 г. до 850 тыс. т, что обусловит снижение финансовых показателей производства (рис. 2). Если квота на ТБД не будет введена, потери российских трубников составят более 250 тыс. т на сумму более 350 млн долл.

Сегодня российская промышленность существенно нарастила свой потенциал. И оправдать игнорирование отечественного производителя «низким качеством» продукции уже невозможно. Российские трубы большого диаметра полностью соответствуют тем требованиям, которые предъявляются в мире.

Поскольку российские трубные компании работают на глобальном рынке, поэтому и они, и металлурги — наши поставщики — к планированию инвестиционных проектов подходят системно. К настоящему времени реализован целый комплекс мероприятий по модернизации. В частности, установлено специальное оборудование по улучшению качества жидкой стали, реконструированы машины непрерывного литья или закуплены новые. В большой металлургии ситуация за последние пять лет изменилась коренным образом. Сейчас у нас есть жидкая сталь высокого качества, из которой получается штрипс (заготовка. — Прим. ред.), необходимый для изготовления ТБД. Каждый из заводов имеет свою стратегическую программу модернизации и технического перевооружения.

Мы готовы активно участвовать в таких проектах, как строительство наземной части СЕГ (для которой уже поставляет свою продукцию Выксунский завод). Кроме того, готовы поставлять трубы и развиваются, особенно предприятия ТЭК, в меньшей степени — жилищно-коммунальное хозяйство, к сожалению, в еще меньшей степени — машиностроительный комплекс. Если в 2000 г. степень удовлетворения спроса наших потребителей (в основном компаний ТЭК) на трубную продукцию составляла 70%, то в прошлом году — уже 98%. Оставшиеся 2% приходятся на узкоспециальные виды труб.

За этот период выросла и экспортная программа отечественных трубников. В 2006 г. экспортные поставки составили 1,5 млн т в 68 стран мира (для сравнения: в 2000 г. было вывезено 0,7 млн т в 10—15 стран мира). Цифры подтверждают повышение конкурентоспособности нашей продукции.

2005 г. стал самым успешным для Волжского трубного завода: 27% роста, и это естественно, потому что в 2003 г. была запущена новая уникальная линия по производству ТБД, первая в России, а в 2005-м она вышла на полную мощность. Существенно выросло производство на Первоуральском трубном заводе и Северском. Выксунский металлургический завод дал пока 10% увеличения выпуска продукции, но мы ожидаем более существенный рост после пуска новой линии в 2006 г.

Необходимо отметить, что ведущие отечественные трубные компании входят в десятку крупнейших компаний мира. Трубная металлургическая компания (ТМК) занимает второе место, и мы уверены, что она не исчерпала еще потенциала роста. Кроме того, Группа ЧТПЗ и Объединенная металлургическая компания (ОМК) также входят в эту десятку. Концентрация бизнеса на наших предприятиях вполне достаточна для того, чтобы конкурировать на международных рынках....
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru