Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Как стать богаче, не потребляя

 
   

России вполне по силам к 2020 г. снизить энергопотребление в два раза. Холодная зима 2006 г. недвусмысленно намекнула на необходимость коренного пересмотра подходов к энергообеспечению и в целом энергетической политики страны. Поскольку ресурсы для быстрого наращивания энергетических мощностей в данный момент найти трудно, то остается одно — хотя бы экономить.

 

 
 

Иван СТАРКОВ

 
  Мировая Энергетика От хорошей жизни

В период максимальных нагрузок тепло- и электрогенерирующих предприятий на пике холодов в Центральной части страны и в Сибири оказалось, что мы практически исчерпали резервы мощностей. Декабрьское предупреждение главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса о том, что в морозы придется ограничивать электропотребление, чтобы не разморозить теплосети, сбылось. Только жесткое сдерживание роста потребления электроэнергии позволило удержать нормальное функционирование энергосистемы и не допустить сбои и системные аварии, грозящие катастрофой в социальной сфере.

Для нормально действующей энергосистемы обычно держат «в запасе» резервные мощности объемом от 10 до 20% общей установленной мощности энергостанций, чтобы в случае резкого увеличения нагрузки можно было их запустить и сохранить нормальный режим энергообеспечения всех потребителей. С конца девяностых из-за падения в стране производства объем резервных электрогенерирующих мощностей даже вырос. По разным оценкам, он составлял от 50 до 65 млрд кВт — около 25—30% всех имеющихся мощностей. Но так было недолго.

Последствия дефолта 1998 г. через какое-то время обернулись совсем даже неплохими показателями роста экономики и потребления энергии в том числе. Еще в самом начале своей карьеры главы энергомонополии Чубайс поставил вопрос о необходимости модернизации и развития парка генерирующих мощностей электроэнергетики, делая упор на строительство тепловых электростанций. В 2003—2004 гг. продолжающийся рост промышленного производства приблизил запасы имеющегося резерва мощностей к исчерпанию, а в прошлом и особенно нынешнем году эта проблема стала особенно острой. Выявились энергодефицитные регионы — Калининградская и Тюменская области, Средний Урал, Центральный регион. Обеспокоившись сложившейся ситуацией, московское правительство обратилось к федеральным властям с просьбой профинансировать из инвестфонда строительство в городе энергогенерирующих мощностей. На эти цели, как считают в Москве, в течение пяти лет нужно выделить 45 млрд руб.: до 2010 г. в Москве необходимы новые генерирующие мощности на ТЭЦ в объеме 2 тыс. МВт, электроподстанции суммарной мощностью около 4 тыс. МВт, кабельные линии 110— 220 кВт протяженностью около 50 км.

Сначала — «коммуналка»

Исчерпание резервов действующих мощностей и невозможность быстрого строительства новых в регионах со стремительно растущим потреблением показало, что надо серьезно подходить к вопросам энергосбережения и экономии ресурсов, в том числе тепла и топлива, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве. По данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой), в «коммуналке» потенциал энергосбережения составляет 95—110 млн т у.т. По всей стране экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий еще в 2002 г. составлял 4,8 млрд руб.

Основная проблема — повышение надежности и экономичности теплоснабжения поскольку 20% всех тепловых источников находятся в этом секторе экономики, а 20—30% расходной части бюджетов муниципальных образований используются на нужды теплоснабжения. В России эксплуатируются до 2 млн км наружных и до 15 млн км внутридомовых водопроводных, канализационных и тепловых сетей. Средний уровень их износа составляет до 60%, в отдельных регионах превышает 70%. Суммарные потери в тепловых сетях страны достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65—80 млн т в год. Потери тепла из-за внутренней и внешней коррозии труб составляют 10—15%, а срок службы теплотрасс вследствие этого в четыре-шесть раз ниже нормативного. Причин этому несколько: неправильная эксплуатация трубопроводов (они просто не изолируются), несвоевременное выявление зарождающихся протечек и аварий из-за неразвитой культуры контроля систем транспортировки энергии и использование устаревших материалов и технологий при прокладке трубопроводов.

Другой бич нашего энергохозяйства — высокие эксплуатационные затраты, в том числе доля собственного энергопотребления. На всех водозаборных станциях, системах водоснабжения и канализации, системах отопления и горячего водоснабжения, лифтовом хозяйстве, котельных и других объектах энергообеспечения используются насосы, двигатели и другое электрическое оборудование. Оно потребляет существенную долю производимой электроэнергии. Действенным способом экономии энергоресурсов может стать применение в тепловом хозяйстве энергосберегающих технологий, в частности, использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения. По словам директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области Андрея Епанешникова, они уже взяты на вооружение в Ярославской области. «В настоящее время практически во всех субъектах РФ разработаны программы энергоресурсосбережения для ЖКХ. Ведутся работы по созданию муниципальных программ энергоресурсосбережения и уточнению на этой основе региональных программ», — уверяет глава Росстроя Сергей Круглик. За пять лет планирует систематизировать имеющийся опыт энергосбережения и применить его Владимирская область. Если программа будет реализована, в области удастся ежегодно экономить почти 800 тыс. т. угля, 40 тыс. м3 воды и 3,5 млн. кВт*ч электроэнергии. Основная причина перерасхода топлива на предприятиях Владимирской области связана с износом оборудования и несоответствием мощности котлов в котельных подключенной нагрузке. Кроме того, примерно 36% выработанного тепла теряется в сети. Заменять оборудование просто необходимо.

В Воронежской области приняли программу энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2006— 2010 гг., основной задачей которой является сокращение потерь электроэнергии, полное обеспечение всех потребителей приборами учета и создание информационной системы контроля энергоресурсов. В Воронеже считают, что реализация программы энергоснабжения позволит снизить объем дотаций населению и предприятиям социальной сферы за потребленные энергоресурсы. На реализацию программы планируется только из городского бюджета направить до 2010 г. 1,2 млрд руб., а годовой экономический эффект должен составить 1,6 млрд руб. Ожидается, что стоимость тепловой энергии в итоге снизится на 15—20%, холодного водоснабжения — на 30—60%.

При этом надо не забывать, что, модернизируя ЖКХ с использованием энергоэффективных технологий и оборудования, необходимо учитывать перспективные планы развития этих самых систем. какой пример решения проблемы одного объекта без учета всей схемы жизнеобеспечения приводит Андрей Епашников: «Имеется котельная, установленная мощность которой значительно превышает присоединенную нагрузку, но… наиболее удаленные от источника потребители тепло недополучают, температурные графики на вводах в здания не выдерживаются. Для решения проблемы принимается, казалось бы, самый простой, но, как оказывается, и самый дорогостоящий способ — отсоединить этих потребителей, построив для них новую котельную. Однако это повлечет повышение стоимости выработки тепла существующей котельной, и без того недогруженной, нарушит гидравлические режим. Возможно, для решения проблемы достаточно было провести гидравлическую наладку существующей системы».

Украинская болезнь

Сибирские морозы и газовый кризис в Украине заставили экономить энергоресурсы и Европу. Так, например, итальянский министр Клаудио Скайола напомнил населению, что на Апеннинах вступил в силу правительственный декрет о чрезвычайных мерах энергосбережения, который предусматривает снижение максимально разрешенной температуры отопления квартир с 20 до 19 С. Кроме того, в случае кризиса от газоснабжения пообещал отключать промышленных потребителей.

Резко пересмотрела свою энергетическую политику и сама Украина, поставив во главу угла переход на альтернативные виды топлива. Правда, первые шаги в этом направлении пока были чисто административные.

Украинское правительство решило, что промышленные предприятия должны сократить потребление газа до объемов, необходимых только для сохранения производства. Позицию официального Киева поддержала Великобритания. Ее посол в Украине Роберт Бринкли заявил, что внедрение энергосберегающих технологий приблизит Украину к европейским стандартам, а значит, и к ЕС. При этом английский дипломат не упомянул о разнице в климатических и экономических условиях в Украине и Европе. Зато Бринкли сообщил, что в Европе 1 млн населения потребляет 1 млрд. м3 газа, в Украине — на 50% больше. Президент Украины Виктор Ющенко ту т же пообещал в течение 2006 г. снизить энергопотребление минимум на 10%, а Юрий Ехануров прогнозирует сокращение потребления газа с 76,5 млрд м3 до 70 млрд м3.

Конечно, в ближайшее время трудно ожидать техперевооружения экономики этой страны. Но повышение цен на газ ей поможет. По словам Анатолия Чубайса, «дешевые российские газ и электроэнергия — предпосылка масштабного расточительства. У нас, как известно, до 2000 г. в стране продолжался безудержный рост удельного потребления электроэнергии на рубль произведенного ВВП. После введения жестких обязательств по оплате энергии рост энергопотребления стал прекращаться».

Альтернатива есть

Как только стали расти цены на газ в Европе, куда «Газпром» его поставляет в объеме около 160 млрд м3 в год (четверть от всего объема добычи в стране), стало ясно, что за счет увеличения газового экспорта можно существенно улучшить экономическую сит уацию в стране. Цена на европейском рынке достигает 250 долл.за 1 тыс. м3 природного газа, а в пиковые моменты потребления по спотовым ценам может достичь 1 тыс. долл. Разумеется, в этих условиях не только «Газпром», но даже неповоротливое российское государство начинает понимать, что продажа газа для нужд РАО «ЕЭС России» по цене 42 долл. за 1 тыс. м3 — это работа в убыток всей российской экономике. Поэтому государство не возражало, когда «Газпром» начал лимитировать безудержный рост потребления газа теплоэлектростанциями РАО ЕЭС, стимулируя тем самым диверсификацию топливной политики, а также обеспечивая резерв для выполнения обязательств по поставкам газа в Европу.

В настоящее время в европейской части России доля газа в энергоснабжении превышает 80%, а это значительный перекос в топливном балансе региона, следовательно, возможны крупные негативные последствия от внезапного прерывания топливоподачи до необоснованного угнетения других видов энергопроизводств. А сам факт получения фактически бесплатного топлива в рыночных условиях означает субсидирование энергомонополиста за счет газовой отрасли страны. В таких условиях Чубайс противоречит сам себе — говорит, что нужно увеличивать цены на газ для стимулирования энергосбережения, и одновременно протестует против роста цен на газ на внутреннем рынке (чтобы не уменьшать прибыли энергохолдинга).

Многие эксперты заговорили о развитии атомной энергетики. Один блок АЭС мощностью 1 ГВт позволяет высвободить из энергобаланса страны 2,3 млрд м газа в год, которые можно направить в экспортную трубу. При цене в 250 долл. за 1 тыс. м3 выручка составит около 600 млн долл. в год. Из этой суммы 250 млн долл. будут возвращены в бюджет страны (за счет налогов, сборов и пошлин). При стоимости сооружения «блока-миллионника» в 1 млрд долл. инвестиции вернутся за четыре года.

Прокуратура на страже экономии

Россия обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который оценивается в 39—47% существующего годового потребления энергии. Почти третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях (в том числе четверть — в электроэнергетике и теплоснабжении), еще 35—37% в промышленности и 25—27% в ЖКХ. Но, как говорят в Росстрое, надежда только на рыночные силы при отсутствии активной государственной политики повышения энергоэффективности не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше, чем на 1—1,5% в год, что весьма мало для нашей страны. Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать роль и возможности государственной политики в области энергосбережения.

Первой за это дело опять взялась Московская городская прокуратура, которая проверит жилищно-коммунальные службы, отвечающие за теплоснабжение. Прокурор столицы Анатолий Зуев собирается контролировать, как ДЕЗы исполняют распоряжение столичных властей о сохранении тепла в жилых домах, учебных, дошкольных и медицинских учреждениях. Инспекторы проверят, плотно ли закрыты подвалы, застеклены ли окна подъездов и т.д. То есть будут проводить малозатратные мероприятия по наведению порядка при использовании топлива и энергии. А вот для массового применения капиталоемких мероприятий, требующих значительных целевых инвестиций, время придет, видимо, позже.

Помочь энергосбережению, и существенно, может российская оборонка. Энергосберегающая техника, приборы и технологии примерно в равных долях представлены тремя группами производителей и поставщиков. Это предприятия бывшего машиностроительного и приборостроительного комплексов, ВПК и зарубежные поставщики, продукция которых качественна и надежна, но дороже отечественных аналогов в 1,5—3 раза. Оборонка и атомная отрасль располагают большим количеством разработок в области прорывных энергоэффективных технологий. Доведение их до промышленного производства и широкого внедрения является одной из первоочередных задач реализации политики энергосбережения в стране.
Энергосберегающая политика в ЖКХ России
Федеральный уровень
Исполнительная власть Законодательная власть
  • организация разработки и внедрения новейших энергосберегающих приборов, оборудования, материалов;
  • применение энергосберегающих экологически чистых технологий, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, уменьшение вредного воздействия ТЭК на экологию;
  • вовлечение в топливно-энергетический баланс местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; предоставление государственных гарантий и прямой финансовой поддержки высокоэффективных энергосберегающих проектов.
  • пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению;
  • совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;
  • обязательная сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на соответствие нормативам расхода энергии;
  • проведение регулярного энергетического аудита предприятий, в первую очередь энергоемких, а также обязательной энергетической экспертизы проектов соответствующих новых предприятий и производств.
  • Региональный уровень

  • оптимизация функционирования систем жизнеобеспечения ЖКХ;
  • проведение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах теплоснабжения;
  • замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
  • использование более дешевых и местных видов топлива;
  • использование современных полимерных, металлополимерных труб и эффективных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
  • использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения;
  • активизация деятельности региональных фондов энергосбережения.
  • Местный уровень

  • повышение эффективности теплоисточников;
  • использование модульных и блочных котельных в экономически обоснованных случаях;
  • использование ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
  • установка приборов учета и регулирования расходов тепла и воды;
  • использование частотно-регулируемых электроприводов насосов;
  • создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления теплоснабжением и жилищным фондом;
  • промывка и прочистка систем отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий;
  • введение действенной системы материального стимулирования персонала всех уровней за экономию топлива и энергии.


  • Энергоемкость ВВП России (при расчете его по паритету покупательной способности валют) превышает среднемировой показатель больше чем в два раза, в три раза — страны ЕС. В последнее двадцатилетие в развитых странах наблюдался энергоэффективный экономический рост (на 1% прироста ВВП приходилось в среднем лишь 0,4% прироста ТЭР). В резу энергоемкость ВВП в среднем в мире уменьшилась за этот период на 18%, а в развитых странах — на 21—27%. В России энергоемкость ВВП не снижалась, а увеличилась, несмотря на глубокий экономический кризис. Лишь в последнее время по мере восстановления экономики она начала снижаться, составив около 94% от уровня 1990 г. Расчеты специалистов показывают, что энергоемкость ВВП снизится к 2020 г. по сравнению с 2000 г. примерно в два раза.
     
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru