 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Март 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Центральная Азия давит на газ.
|
|
|
Добывающие государства региона близки к формированию независимой от России энергетической политики.
События конца 2005 — начала 2006 г. были названы «газовой войной» и привели к серьезным изменениям во взаимоотношениях стран СНГ.
Однако анализ показывает, что процесс выстраивания новых принципов организации энергетических рынков на евразийском пространстве только начал развиваться.
|
|
|
Владимир ЛИХАЧЕВ, заместитель директора Института энергетических исследований РАН
|
|
|
Если Россия стала инициатором первой волны этой реконструкции в газовой торговле, то вторая волна рождается в странах Центральной Азии.
Пока еще трудно говорить о формировании независимой от России энергетической политики добывающих государств региона,
однако определенные факторы позволяют говорить о такой возможности. Регион все более четко идентифицируется как потенциальный поставщик углеводородного
сырья в различных направлениях и на различные рынки, причем существует множество возможных комбинаций проектов и экспортных маршрутов.
Прежде всего страны региона имеют возможность опереться на мощную ресурсную базу (табл. 1).
Табл. 1. Запасы природного газа в Центральной Азии и России, конец 2004 г. |
Страна
|
трлн. м3
|
% от мировых |
Казахстан |
3,00
|
1,70
|
Россия |
48,00
|
26,70
|
Туркменистан |
2,90
|
1,60
|
Украина |
1,11
|
0,60
|
Узбекистан |
1,86
|
1,00
|
Источник: BP World Energy Statistics, 2005 г. |
Следует отметить, что результаты проведенного международного аудита запасов природного газа в Туркменистане до сих пор не опубликованы и недоступны,
что создает высокий уровень неопределенности при заключении соглашений о сотрудничестве и контрактов. Есть серьезное подозрение, что засекречивание результатов аудита вызвано недостаточностью запасов в Туркменистане для поддержания анонсируемых уровней добычи. тельная легкость и успешность
для российской стороны последних переговоров в Ашхабаде косвенно подтверждают это. В то же время согласно заявлениям представителей Туркменистана
лишь недостаточная пропускная способность экспортных газопроводов не позволяет этой стране выйти на уровень добычи в 100 млрд м3 газа в год.
Формированию все более независимой энергетической политики странами региона способствует активно декларируемая заинтересованность потенциальных
потребителей газа на мировом рынке в среднеазиатских поставках ресурсов в качестве альтернативы традиционным, прежде всего российским. Более того, одним из результатов
«газовой войны» стали активные обсуждения маршрутов транспортировки газа в обход России и других стран СНГ.
Среди направлений экспорта газа из региона активно рассматриваются западное в Европу, восточное — в Китай, южное — в Пакистан и Индию.
Конечно, нельзя забывать и о самом главном, традиционном северном направлении поставок — в Россию и другие страны СНГ.
Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки, но объединяет их одно — гарантированный объем спроса на газ.
По мнению зарубежных экспертов, к 2010 г. и далее при сохранении нынешних мировых цен на энергоносители центрально-азиатский газ будет вполне
конкурентоспособен на всех обозначенных рынках.
Еще одна группа факторов, способствующих формированию более независимой энергетической политики среднеазиатских стран, включает
оптимистические прогнозы социально-экономической ситуации в регионе, в первую очередь в Казахстане. Так, в отличие от России Казахстан и Узбекистан
(по Туркменистану открытых данных нет) уже к 2003 г. восстановили уровни ВВП 1991 г. в постоянных ценах и стремительно догоняют ее по производству
ВВП на душу населения. Не менее впечатляющи темпы роста производства углеводородов вообще и природного газа в частности (табл. 2).
Табл. 2. Производство газа в странах Центральной Азии и России |
Страна |
Добыча, млрд м3 |
% от мировой |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Казахстан |
10,80
|
10,80
|
10,60
|
12,9 0
|
18,50
|
0,70
|
Россия |
545,00
|
542,40
|
555,40
|
578,60
|
589,10
|
21,90
|
Туркменистан
|
43,80
|
47,90
|
49,90
|
55,10
|
54,60
|
2,00
|
Узбекистан |
52,60
|
53,50
|
53,80
|
55,80
|
55,80
|
2,10
|
Источник: BP World Energy Statistics, 2005 г. |
Укрепляют независимость региона и намерения зарубежных инвесторов вкладывать средства в развитие его газовой отрасли (прежде всего Казахстана),
а главное — в экспортную инфраструктуру.
И, наконец, среднеазиатские страны (прежде всего опять Казахстан) активно стремятся проникать в экономику потенциальных потребителей газа
(в данный момент — на территории бывшего СССР) для создания собственной сбытовой инфраструктуры, причем в этом они уже сейчас успешно конкурируют
с российскими компаниями.
Безусловно, в настоящее время позиции России в газовой торговле с участием стран Центральной Азии чрезвычайно сильны и с экономической,
и с технической, и с политической точек зрения, однако мы обращаем внимание на динамику развития процессов, которую, скорее всего, следует характеризовать как
настораживающую.
Российской стороне придется в перспективе заниматься проблемами региона, формируя благоприятную для себя конъюнктуру.
Одним из инструментов такой политики являются долгосрочные соглашения о сотрудничестве в газовой сфере. Так, 10 апреля 2003 г.
Россией и Туркменистаном было подписано Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 25 лет, в рамках которого ООО «Газэкспорт»
(дочернее общество ОАО «Газпром») и ГТК «Туркменнефтегаз» заключили долгосрочный контракт купли-продажи туркменского природного газа на весь этот период.
В 2005 г. «Газэкспорт» закупил у «Туркменнефтегаза» около 4 млрд м3 голубого топлива по цене 44 долл. за 1000 м3.
29 декабря 2005 г. в ходе визита Алексея Миллера в Туркменистан стороны договорились увеличить объем поставок газа «Газпрому» в 2006 г. до 30 млрд м3.
С 1 января 2006 г. цена на природный газ была определена на уровне 65 долл. за 1000 м3.
Условия работы в 2007 г. и в последующем периоде будут определены во II полугодии 2006 г., как это предусмотрено действующим долгосрочным контрактом.
Поставки туркменского газа осуществляются через систему транзитных газопроводов Средняя Азия — Центр (проектная производительность — 68,8 млрд м3/год),
проходящих через территории Узбекистана, Казахстана и России. В соответствии с межправительственными соглашениями «Газпром» обеспечивает транзит туркменского
газа по территории России в Украину. Кроме того, он выполняет функции оператора транзита по территории Узбекистана и Казахстана.
В декабре 2002 г. между НХК «Узбекнефтегаз» и «Газпромом» было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли,
которое предусматривает совместную реализацию проектов по добыче на условиях СРП. Пилотным проектом стало соглашение о разделе продукции по доразработке
небольшого месторождения Шахпахты, подписанное в апреле 2004 г. ЗАО «Зарубежнефтегаз» и «Узбекнефтегаз».
Месторождение Шахпахты было открыто в 1962 г., первоначальные запасы составляли 39,9 млрд м3. Газ с месторождения подается в систему магистральных газопроводов
Средняя Азия — Центр (САЦ). В настоящее время извлекаемые запасы на месторождении составляют около 8 млрд м3, добывается около 750 тыс. м3 в день.
Согласно договору в 2004—2007 гг. российская сторона инвестирует более 15 млн долл. в модернизацию инфраструктуры месторождения.
Прибыль от продажи газа будет распределяться между сторонами в равных долях. С выходом на проектную мощность в 2006 г. ежегодная добыча составит 0,5 млрд м3.
Газ будет транспортироваться на север до соединения с САЦ и далее в Россию. Соглашение заключено на 15 лет.
Данный проект открывает возможность реализации на условиях СРП несколько более крупного проекта разведки и добычи газа в Устюртском регионе Узбекистана.
Ожидается подписание второго СРП по разработке пяти газоконденсатных месторождений Акчалакской группы с суммарными запасами более 400 млрд м3.
Общая стоимость второго проекта по предварительным данным составляет около 1 млрд долл., предполагается увеличение добычи до 5—6 млрд м3 в год.
Большие планы у компании и в отношении Казахстана. В июле 2003 г. «Газпром» совместно с «ЛУКОЙЛом» на паритетных началах создали ООО «ЦентрКаспнефтегаз»
для освоения геологической структуры «Центральная» в северной части Каспийского моря. По межгосударственному Протоколу, подписанному в мае 2002 г.,
Россия и Казахстан вместе и в равных долях осваивают пограничные структуры, назначая уполномоченные организации.
Структура «Центральная» расположена в пределах российского сектора акватории Каспийского моря в 150 км восточнее Махачкалы.
Запасы нефти составляют 521 млн т, газа — 91,7 млрд м3. Однако пок а работы на месторождении задерживаются.
Кроме того, СП «КазРосГаз» (доля «Газпрома» — 50%) рассматривает свое участие в одном из проектов на месторождении в Мангистауской области.
Компания «КазМунайГаз» предлагает также СП «КазРосГаз» вместе разрабатывать среднее по запасам газоконденсатное месторождение Урихтау.
Ключевой проблемой во взаимоотношениях России и стран Центральной Азии является модернизация и расширение газотранспортной инфраструктуры в северном
направлении и прежде всего системы Средняя Азия — Центр.
Ослабление хозяйственных связей между среднеазиатскими странами и Россией, недофинансирование работ по реконструкции и модернизации систем привели к
их техническому старению. В настоящее время реальная пропускная способность САЦ заметно ниже проектной и составляет от 38 до 50 млрд м3 на различных участках.
Износ различных ниток (их всего 5) варьируется от 72 до 87%, а нитка САЦ-3 из Западного Туркменистана долгое время вообще не действовала и способна прокачивать
очень небольшой объем.
Программа «Средняя Азия — Центр» предусматривает реконструкцию и расширение имеющихся, а также строительство новых газотранспортных мощностей на
территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и Российской Федерации для обеспечения транспортировки голубого топлива из Центральной Азии в Россию.
В августе 2003 г. «Газпром» утвердил задание на разработку сводного обоснования инвестиций в развитие САЦ, в соответствии с которым должны быть определены
оптимальные технические решения по наращиванию мощностей газотранспортной инфраструктуры на территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана до производительности
70—80 млрд м3 в год и на территории России от компрессорной станции «Александров Гай» до границы с Украиной. Объем инвестиций для реализации программы
«Средняя Азия — Центр» предварительно оценивается в 1,5—2 млрд долл.
Больших успехов в этом важнейшем деле достичь пока не удалось. Тем самым Россия теряет время для опережающих действий при формировании комплексного сотрудничества
со странами региона в газовой сфере и параллельного выстраивания всего газового рынка на евразийском пространстве. Существует серьезная опасность несоблюдения
баланса в тех сегментах внешнего рынка, которые контролируются и потенциально интересны в перспективе для России.
По оценкам аналитиков, к 2010— 2015 гг. условия сотрудничества в газовой сфере со странами Центральной Азии будут существенно отличаться от нынешних не
только ценами (а серьезное их повышение на центрально-азиатский газ кажется очень вероятным), но и необходимостью удовлетворения их запросов о прямом выходе к
потребителям (прежде всего в ЕС). Если России не удастся заблаговременно выстроить новую схему сотрудничества, ее конкуренты получат дополнительные преимущества.
Эффективнее было бы встроить в эту схему и смежные сферы (экономическую, техническую, политическую). В любом случае это должно стать одним из приоритетов
энергетической политики России уже сейчас.
ЗАО «Зарубежнефтегаз» создано 17 сентября 1998 г. Акционеры — ОАО «Газпром» (60,1%), РВО «Зарубежнефть» (24,9%) и ЗАО «Стройтрансгаз» (15%).
Компания является оператором зарубежных инвестиционных проектов «Газпрома» в странах Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и СНГ.
|
|
|
|
|
|
|
|