 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Март 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Вагончик тронется, мазут останется
|
|
|
Утечки нефтепродуктов при крупных железнодорожных авариях могут достигать 500—700 тонн. Железная дорога остается реальной альтернативой трубопроводному транспорту,
но чем активнее перемещаются углеводороды по рельсам, тем больше выплескивается из цистерн и тем чаще они взрываются. Проблема актуальна для всех без исключения стран.
И везде решается она трудно.
|
|
|
Алексей ГРИГОРЬЕВ, эксперт Международного социально-экологического Союза
|
|
|
В последние годы в России быстро растут объемы перевозок нефти и нефтепродуктов
по рельсам. Железная дорога работает гораздо более мобильно, а в ряде случаев —
более экономически эффективно, чем трубопроводный транспорт. Кроме того,
перевозки по железной дороге не столь монополизированы, как магистральные
трубопроводы, где ситуацию жестко контролируют государственные компании
«Транснефть» и «Транснефтепродукт».
Благодаря усилиям железнодорожных и нефтяных компаний сформировались мощные
транспортные системы перевозки продукции на экспорт как непосредственно по
железной дороге, так и с перевалкой в морских портах. Это терминалы Ижевский,
Высоцк, Таллинн на Балтике, Витино и Архангельск на Белом море, Мурманск — на
Баренцевом. Увеличиваются поставки в Китай по Транссибу, а также в страны
Дальнего Востока с перевалкой в порт у Находка. Объемы перевозок по этим
направлениям могут превышать 20 млн т нефти и нефтепродуктов в год, что
сопоставимо с объемами перекачки по некоторым магистральным трубопроводам.
Перевернулся поезд
Аварийные разливы нефтепродуктов при перевозке — пожалуй, самый серьезный
экологический негатив.15 июня 2005 года в Зубцовском районе Тверской области
произошло крушение наливного состава. Из 60 цистерн с мазутом 23 сошли с рельсов
и опрокинулись. Четкой координации аварийно-спасательных работ на начальном
этапе не наблюдалось. Основные усилия были направлены на ремонт пути и
восстановление движения поездов. Возможным экологическим последствиям аварии
уделялось мало внимания, равно как и необходимости откачки содержимого из
опрокинувшихся цистерн. Последствия оказались страшными — общий объем утечки
составил более 750 т.
Часть мазута попала в реку Гостижа, оттуда — в Вазузу и Волгу. В Вазузе
отмечалось превышение ПДК нефтепродуктов в сотни, а в Волге — в десятки раз.
Видимые признаки загрязнения прослеживались по берегам рек на десятки километров
вниз по течению от места аварии.
Но это оказалось не самой тяжелой по экологическим последствиям аварией,
связанной с разливом нефтепродуктов при перевозке по железной дороге в 2005
году.
Полтора месяца спустя после зубцовской катастрофы, 3 августа, в
канадской провинции Альберта произошло крушение поезда компании Canadian National.
Из 140 вагонов с рельсов сошли 43. В 26 опрокинувшихся цистернах находился
мазут. Общий объем утечки превысил 700 кубометров. В районе аварии железная
дорога проложена в 100 м от озера, и скоро большая часть мазута оказалась в
воде.
Озеро Вабамун площадью 80 км2 является популярным местом отдыха. Кроме того,
здесь проживают индейцы, основное занятие которых — рыболовство. Очистные работы
начались незамедлительно, однако местным жителям эти усилия показались
недостаточно эффективными. Через день после аварии более 100 чел. блокировали
железную дорогу. Они обвинили руководство компании в том, что она прежде всего
озабочена восстановлением движения, а не ликвидацией экологических последствий
разлива.
Многокилометровые пятна мазута ветром разнесло во все стороны. Расположенная на
берегу электростанция была вынуждена остановить работу, поскольку нефть могла
попасть в систему охлаждения. Десяткам людей пришлось покинуть свои дома. В
январе 2006 г. представители индейцев подали судебный иск против компании и
властей. Они требуют компенсации в размере более 500 млн долл. США.
Опыт этих и ряда других крупных аварий на железной дороге в 2000— 2005 гг. в
трех странах — России, Канаде и США — показывает, что происходящие при этом
разливы нефти и нефтепродуктов могут достигать 500—700 т. К счастью, далеко не
все цистерны, сходящие с рельсов, получают настолько сильные повреждения, чтобы
началась утечка. Очень многое зависит от оперативности и эффективности
аварийно-спасательных работ, обстоятельств аварии, особенностей места, где она
происходит, характера груза.
«Улетные» истории
Серьезные дополнительные проблемы при транспортировке по железной дороге
возникают, если проливаются легковоспламеняющиеся и взрывоопасные продукты —
бензин, конденсат, сжиженный газ. Они быстро проникают в почву и могут достичь
грунтовых и поверхностных вод. Но еще хуже, если происходят мощные взрывы и
пожары.
13 августа 2003 г. в Свердловской области около г. Первоуральск сошли с рельсов
более 20 цистерн с бензином, их которых 12 загорелись в течение нескольких
минут. Огонь перекинулся на два жилых дома. К счастью, пожарным удалось
предотвратить взрыв оставшихся цистерн с топливом и справиться с огнем, но
опасность возобновления пожара сохранялась, пока велась откачка бензина из
поврежденных цистерн. 200 т бензина просочились в грунт.
В том же году в Канаде в результате столкновения поездов сошел с рельсов 21
вагон, включая 7 цистерн с сжиженным нефтяным газом. Цистерны воспламенились и
стали взрываться. Пожар продолжался 3 суток. Сгорело около 400 т сжиженного
газа. К счастью, оказалась неповрежденной и не пострадала от огня также сошедшая
с рельсов цистерна с аммиаком. Страшно представить, чем могло грозить аммиачное
облако. При проведении аварийных работ был нанесен ущерб сельскохозяйственным
угодьям. 300 местных жителей на всякий случай эвакуировали.
Что за станция такая?
Сход с рельсов, опрокидывание цистерн с нефтепродуктами запросто могут случиться
и на самих станциях. Такого рода аварии, как правило, ограничиваются одной-двумя
цистернами, и их быстро ликвидируют. Однако качество ликвидации последствий
таких разливов может быть недостаточным. В сентябре 2001 г.на поверхности
Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге появились подозрительные пятна. Скоро
установили, что это нефтепродукты. По мнению некоторых экспертов, это были
последствия разлива нефти на станции Свердловск-Сортировочный, произошедшего еще
аж в 1988 году! Другие эксперты утверждали, что попавшие в пруд мазут и
отработанное машинное масло являются результатом современной деятельности этой
станции.
Гораздо более тяжелыми могут быть последствия утечки на станциях
легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ. Самый свежий случай —
происшествие в столице 6 сентября 2005 г., когда на станции Перерва загорелся
состав, в котором находились три цистерны с нефтепродуктами. Драматизм ситуации
усугублялся близостью ангара, в котором хранились баллоны с сжиженным газом.
Движение по железной дороге остановили, жителей соседних домов эвакуировали, и
для этого были весомые основания. Похоже, не все успели забыть случай на станции
Сызрань. Там 20 сентября 1980 г. из-за грубого нарушения правил ведения работ
получила пробоину цистерна с газом. Нужно было немедленно эвакуировать людей из
соседних домов, но сделано этого не было. В течение получаса газ испарился,
смешался с воздухом и взорвался. Начался пожар, уничтоживший 44 жилых дома. В
результате катастрофы погиб 41 человек.
Весьма серьезными могут быть инциденты во время погрузки-разгрузки составов
из-за неисправности сливных устройств. К сожалению, подобного рода происшествия
считаются практически рядовыми. 8 августа 2005 г. в Бурятии на железнодорожной
эстакаде, расположенной в водоохранной зоне реки Селенги, произошел перелив
более 50 т бензина. Горючее попало на землю, в колодцы теплотрассы и ливневую
канализацию.
Обычными являются утечки через неисправные сливные устройства, что может
происходить как на станциях, так и во время движения. Иногда это удается
обнаружить своевременно, но чаще спохватываются, когда цистерна уже полупустая.
Разлившиеся нефтепродукты частично испаряются, частично впитываются в балласт,
частично попадают в грунтовые воды.
Очень многое зависит от оперативности и эффективности аварийно-спасательных
работ, обстоятельств аварии, особенностей места, где она происходит, характера
груза.
Косули — налево, леопарды — направо
Есть также проблемы, не связанные с разливами нефтепродуктов. Дело в том, что
при увеличении объемов транспортировки углеводородов требуется реконструировать
существующие станции и строить новые, возводить порты, прокладывать подъездные
пути. При этом происходит отчуждение земель.
Кроме того, увеличивается количество проходящих поездов, которые создают
препятствия для движения людей и животных. Дополнительным негативным фактором
являются шум, связанный с работой железной дороги, а также запахи, разносящиеся
при переливе нефтегрузов и при их утечках.
В этом смысле особую тревогу вызывало намерение построить мощный порт (составную
часть трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан) в Приморском крае,
в районе бухты Перевозная. Резкое повышение интенсивности движения на участке
железной дороги, ведущей к нефтеэкспортному терминалу компании «Транснефть»,
грозило уничтожением дальневосточному леопарду. На территории России их и так-то
осталось всего 30 особей, которым просто нечем было бы питаться, потому что их
кормовые угодья оказались бы за железной дорогой.
* * *
Опыт последних лет показывает, что ни компании, ни власти (не только в России)
не готовы к быстрым и эффективным действиям, если при перевозке углеводородов
происходят серьезные инциденты на железной дороге. Правда, своей неготовности
никто не признает. Возьмись углубляться в детали, все скажут, что план
ликвидации аварийных разливов нефти есть, соответствующее оборудование наготове,
тренируются профильные службы регулярно. Это действительно так. Проблема всего
одна: как доходит до дела, ажур куда-то исчезает. Что с блеском подтвердили
события прошлого лета в Зубцовском районе Тверской области. |
|
|
|
|
|
|
|