Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Вагончик тронется, мазут останется

 
   

Утечки нефтепродуктов при крупных железнодорожных авариях могут достигать 500—700 тонн. Железная дорога остается реальной альтернативой трубопроводному транспорту, но чем активнее перемещаются углеводороды по рельсам, тем больше выплескивается из цистерн и тем чаще они взрываются. Проблема актуальна для всех без исключения стран. И везде решается она трудно.

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Международного социально-экологического Союза

 
  Мировая энергетика
В последние годы в России быстро растут объемы перевозок нефти и нефтепродуктов по рельсам. Железная дорога работает гораздо более мобильно, а в ряде случаев — более экономически эффективно, чем трубопроводный транспорт. Кроме того, перевозки по железной дороге не столь монополизированы, как магистральные трубопроводы, где ситуацию жестко контролируют государственные компании «Транснефть» и «Транснефтепродукт».

Благодаря усилиям железнодорожных и нефтяных компаний сформировались мощные транспортные системы перевозки продукции на экспорт как непосредственно по железной дороге, так и с перевалкой в морских портах. Это терминалы Ижевский, Высоцк, Таллинн на Балтике, Витино и Архангельск на Белом море, Мурманск — на Баренцевом. Увеличиваются поставки в Китай по Транссибу, а также в страны Дальнего Востока с перевалкой в порт у Находка. Объемы перевозок по этим направлениям могут превышать 20 млн т нефти и нефтепродуктов в год, что сопоставимо с объемами перекачки по некоторым магистральным трубопроводам.

Перевернулся поезд

Аварийные разливы нефтепродуктов при перевозке — пожалуй, самый серьезный экологический негатив.15 июня 2005 года в Зубцовском районе Тверской области произошло крушение наливного состава. Из 60 цистерн с мазутом 23 сошли с рельсов и опрокинулись. Четкой координации аварийно-спасательных работ на начальном этапе не наблюдалось. Основные усилия были направлены на ремонт пути и восстановление движения поездов. Возможным экологическим последствиям аварии уделялось мало внимания, равно как и необходимости откачки содержимого из опрокинувшихся цистерн. Последствия оказались страшными — общий объем утечки составил более 750 т.

Часть мазута попала в реку Гостижа, оттуда — в Вазузу и Волгу. В Вазузе отмечалось превышение ПДК нефтепродуктов в сотни, а в Волге — в десятки раз. Видимые признаки загрязнения прослеживались по берегам рек на десятки километров вниз по течению от места аварии.

Но это оказалось не самой тяжелой по экологическим последствиям аварией, связанной с разливом нефтепродуктов при перевозке по железной дороге в 2005 году.

Полтора месяца спустя после зубцовской катастрофы, 3 августа, в канадской провинции Альберта произошло крушение поезда компании Canadian National. Из 140 вагонов с рельсов сошли 43. В 26 опрокинувшихся цистернах находился мазут. Общий объем утечки превысил 700 кубометров. В районе аварии железная дорога проложена в 100 м от озера, и скоро большая часть мазута оказалась в воде.

Озеро Вабамун площадью 80 км2 является популярным местом отдыха. Кроме того, здесь проживают индейцы, основное занятие которых — рыболовство. Очистные работы начались незамедлительно, однако местным жителям эти усилия показались недостаточно эффективными. Через день после аварии более 100 чел. блокировали железную дорогу. Они обвинили руководство компании в том, что она прежде всего озабочена восстановлением движения, а не ликвидацией экологических последствий разлива.

Многокилометровые пятна мазута ветром разнесло во все стороны. Расположенная на берегу электростанция была вынуждена остановить работу, поскольку нефть могла попасть в систему охлаждения. Десяткам людей пришлось покинуть свои дома. В январе 2006 г. представители индейцев подали судебный иск против компании и властей. Они требуют компенсации в размере более 500 млн долл. США.

Опыт этих и ряда других крупных аварий на железной дороге в 2000— 2005 гг. в трех странах — России, Канаде и США — показывает, что происходящие при этом разливы нефти и нефтепродуктов могут достигать 500—700 т. К счастью, далеко не все цистерны, сходящие с рельсов, получают настолько сильные повреждения, чтобы началась утечка. Очень многое зависит от оперативности и эффективности аварийно-спасательных работ, обстоятельств аварии, особенностей места, где она происходит, характера груза.

«Улетные» истории

Серьезные дополнительные проблемы при транспортировке по железной дороге возникают, если проливаются легковоспламеняющиеся и взрывоопасные продукты — бензин, конденсат, сжиженный газ. Они быстро проникают в почву и могут достичь грунтовых и поверхностных вод. Но еще хуже, если происходят мощные взрывы и пожары.

13 августа 2003 г. в Свердловской области около г. Первоуральск сошли с рельсов более 20 цистерн с бензином, их которых 12 загорелись в течение нескольких минут. Огонь перекинулся на два жилых дома. К счастью, пожарным удалось предотвратить взрыв оставшихся цистерн с топливом и справиться с огнем, но опасность возобновления пожара сохранялась, пока велась откачка бензина из поврежденных цистерн. 200 т бензина просочились в грунт.

В том же году в Канаде в результате столкновения поездов сошел с рельсов 21 вагон, включая 7 цистерн с сжиженным нефтяным газом. Цистерны воспламенились и стали взрываться. Пожар продолжался 3 суток. Сгорело около 400 т сжиженного газа. К счастью, оказалась неповрежденной и не пострадала от огня также сошедшая с рельсов цистерна с аммиаком. Страшно представить, чем могло грозить аммиачное облако. При проведении аварийных работ был нанесен ущерб сельскохозяйственным угодьям. 300 местных жителей на всякий случай эвакуировали.

Что за станция такая?

Сход с рельсов, опрокидывание цистерн с нефтепродуктами запросто могут случиться и на самих станциях. Такого рода аварии, как правило, ограничиваются одной-двумя цистернами, и их быстро ликвидируют. Однако качество ликвидации последствий таких разливов может быть недостаточным. В сентябре 2001 г.на поверхности Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге появились подозрительные пятна. Скоро установили, что это нефтепродукты. По мнению некоторых экспертов, это были последствия разлива нефти на станции Свердловск-Сортировочный, произошедшего еще аж в 1988 году! Другие эксперты утверждали, что попавшие в пруд мазут и отработанное машинное масло являются результатом современной деятельности этой станции.

Мировая энергетика Гораздо более тяжелыми могут быть последствия утечки на станциях легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ. Самый свежий случай — происшествие в столице 6 сентября 2005 г., когда на станции Перерва загорелся состав, в котором находились три цистерны с нефтепродуктами. Драматизм ситуации усугублялся близостью ангара, в котором хранились баллоны с сжиженным газом. Движение по железной дороге остановили, жителей соседних домов эвакуировали, и для этого были весомые основания. Похоже, не все успели забыть случай на станции Сызрань. Там 20 сентября 1980 г. из-за грубого нарушения правил ведения работ получила пробоину цистерна с газом. Нужно было немедленно эвакуировать людей из соседних домов, но сделано этого не было. В течение получаса газ испарился, смешался с воздухом и взорвался. Начался пожар, уничтоживший 44 жилых дома. В результате катастрофы погиб 41 человек.

Весьма серьезными могут быть инциденты во время погрузки-разгрузки составов из-за неисправности сливных устройств. К сожалению, подобного рода происшествия считаются практически рядовыми. 8 августа 2005 г. в Бурятии на железнодорожной эстакаде, расположенной в водоохранной зоне реки Селенги, произошел перелив более 50 т бензина. Горючее попало на землю, в колодцы теплотрассы и ливневую канализацию.

Обычными являются утечки через неисправные сливные устройства, что может происходить как на станциях, так и во время движения. Иногда это удается обнаружить своевременно, но чаще спохватываются, когда цистерна уже полупустая. Разлившиеся нефтепродукты частично испаряются, частично впитываются в балласт, частично попадают в грунтовые воды.

Очень многое зависит от оперативности и эффективности аварийно-спасательных работ, обстоятельств аварии, особенностей места, где она происходит, характера груза.

Косули — налево, леопарды — направо

Есть также проблемы, не связанные с разливами нефтепродуктов. Дело в том, что при увеличении объемов транспортировки углеводородов требуется реконструировать существующие станции и строить новые, возводить порты, прокладывать подъездные пути. При этом происходит отчуждение земель.

Кроме того, увеличивается количество проходящих поездов, которые создают препятствия для движения людей и животных. Дополнительным негативным фактором являются шум, связанный с работой железной дороги, а также запахи, разносящиеся при переливе нефтегрузов и при их утечках.

В этом смысле особую тревогу вызывало намерение построить мощный порт (составную часть трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан) в Приморском крае, в районе бухты Перевозная. Резкое повышение интенсивности движения на участке железной дороги, ведущей к нефтеэкспортному терминалу компании «Транснефть», грозило уничтожением дальневосточному леопарду. На территории России их и так-то осталось всего 30 особей, которым просто нечем было бы питаться, потому что их кормовые угодья оказались бы за железной дорогой.

* * *


Опыт последних лет показывает, что ни компании, ни власти (не только в России) не готовы к быстрым и эффективным действиям, если при перевозке углеводородов происходят серьезные инциденты на железной дороге. Правда, своей неготовности никто не признает. Возьмись углубляться в детали, все скажут, что план ликвидации аварийных разливов нефти есть, соответствующее оборудование наготове, тренируются профильные службы регулярно. Это действительно так. Проблема всего одна: как доходит до дела, ажур куда-то исчезает. Что с блеском подтвердили события прошлого лета в Зубцовском районе Тверской области.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru