 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Март 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Черный прилив
|
|
|
Ежегодно в мировой океан втекает до 9 млн т нефти. Что это значит для гидросферы, и чем может помочь наука? Об этом рассказывает главный научный сотрудник
Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова, доктор технических наук Лев ГУРВИЧ.
|
|
|
Беседовала Елена СУББОТИНА
|
|
|
— Лев Моисеевич, помните события осени 2003 года, когда при аварии танкера в
Онежскую губу выплеснулся мазут и пятно двинулось к Соловкам? При расследовании
выяснилось, что судно было не морским танкером, а старой речной баржей, смело
пустившейся в путь по бурному Белому морю.
— Я в свое время любил писать отчеты о командировках в стихах. Один начинался так: этот танкер, как на грех,
раскололся, как орех…
— Это вы о катастрофе в Клайпеде двадцатипятилетней давности?
— Да. Ну, конечно, безопасная эксплуатация флота имеет очень большое
значение, но только от 5 до 15% нефти попадает в море при авариях судов,
платформ, трубопроводов, все остальное — преднамеренный сброс.
85% нефти попадают в гидросферу (правда, это уже не нефть в чистом виде, а
нефтеостатки — со смолами, парафинами) «с помощью» промышленной деятельности,
включая нефтехимическую. Они поступают в океан в виде эмульсий, переносятся
реками в виде аэрозолей в результате глобальной циркуляции атмосферы.
— Но не все же реки, подобно Оби или Каме, протекают по нефтедобывающим районам!
— Радужную пленку на Яузе видели? Бензиновые и масляные пятна на асфальте
замечали? Куда же, по-вашему, это попадет, ведь автомобилей все больше и больше?
В каждом двигателе, когда он проходит ремонт или техобслуживание, остается до 12
кг отложений. На стенках танкеров после каждого рейса задерживается по 200—300
т нефтепродуктов. До 1963 г., пока не была принята Международная конвенция по
эксплуатации флота, все в море выливали. А от портов сколько проблем?
— В каждом порту есть морские очистные сооружения. Этого недостаточно?
— Однажды (еще в советское время) по просьбе руководства морских очистных сооружений
Клайпедского порта наш институт определял содержание нефти в очищенных водах.
Мы получили 158 мг в литре. ПДК — 0,05 мг/л (сегодня многие биологи говорят, что
и это много, поскольку может приводить к генетическим изменениям обитателей
моря). В то время разрешалось сливать 20 мг на литр, и собственные результаты
клайпедчан именно такую цифру и показывали. С тех пор работа очистных сооружений
портов, куда суда сдают все балластные и промывочные воды, не улучшилась.
Поэтому говорить о том, что сегодня с очистных сливают абсолютно чист ую воду,
хоть на Балтике, хоть на Черном море, нет никаких оснований.
За последние три десятка лет принято много разных соглашений об ограничении
сброса нефти и в моря, и в реки. Экологические программы в какой-то мере
работают, но если столь значительная доля сбросов (3—5%) приходится на сами
очистные сооружения, можете представить картину.
— Что происходит в Мировом океане под воздействием нефтяного загрязнения?
— Оно нарушает практически все процессы, протекающие в водной среде. Страдают экосистемы, нарушается влаго- и
теплообмен между океаном и атмосферой (теплоемкость всей атмосферы в 4 раза
меньше, чем у десятиметрового слоя вод Мирового океана), хуже идет процесс
поглощения углекислого газа. Примем также в расчет, что более половины
кислорода, поступающего в атмосферу Земли, продуцируется фитопланктоном. Но
поскольку фитопланктон находится в угнетенном состоянии, поступление кислорода
замедляется, и здесь уже уместно говорить о серьезном влиянии на формирование
глобального климата.
— Но неужели вся мощь океана бессильна перед таким техногенным углеводородным напором?
— Углеводороды — вещества, не чуждые природной среде. Вся биота Земли ежегодно генерирует свыше 100 млн т
углеводородов. Порядка 12 млн т генерируется в самом океане. Углеводородное
загрязнение гидросферы — до 8 млн т. Естественно, за миллионы лет эволюции
сложились мощные механизмы ассимиляции этих веществ в океанской среде, есть
нефтеокисляющие бактерии. И все равно техногенная добавка оказывает существенное
влияние на некоторые зоны гидросферы.
У нас в институте в свое время стоял вопрос: а чем, собственно, капелька нефти
— 0,05 мг в литре — может влиять на то, что живет в море? Пришли к интересному
выводу: влияет не сама капелька, а нефтеокисляющие бактерии, которым для того,
чтобы ассимилировать нефть, нужен кислород. Они пожирают кислород, и все
остальное гибнет от гипоксии.
Но нефтяное загрязнение это не только углеводороды, но и более токсичные,
канцерогенные и мутагенные компоненты нефти (смолы, асфальтены) и даже тяжелые
металлы (уран, ванадий, никель). Вот почему ассимиляционные возможности многих
участков Мирового океана истощены или близки к этому. Я уж молчу о нефтеналивных
портах и зонах шельфовой добычи. Особенно тревожит арктический бассейн, где
процессы ассимиляции идут очень медленно. Содержание углеводородов в некоторых
морских зонах превышает ПДК не в один раз. Бывает 80, 100 ПДК!
— В каких морях наиболее угрожающая экологическая обстановка?
— Загрязнение Азовского, Черного, Балтийского, Средиземного, Японского и Норвежского морей не на пределе, а за
пределами ПДК.
— Вы забыли Каспийское. Несколько лет назад со спутника были
сделаны снимки, которые потрясли мир. Изображены районы промыслов — и на западе,
и на востоке, и на севере, то есть в Азербайджане, России, Казахстане,
Туркмении. Там вообще не разобрать, где берег, где вода — нефтью залито все.
Как вы считаете, Каспий в смысле варварского освоения уникален?
— Думаю, да. Но что это вы все время клоните к нефтяным полям, черным прибоям? Как бы страшно
это ни выглядело, в любом случае это только небольшая часть того, что попадает в
моря. Львиная доля загрязнений (75%) поступает не в виде нефтяной пленки, как
принято считать, а в виде эмульсии. Одна капля нефти весом в один грамм имеет
поверхность 5 см2. В виде эмульсии один грамм может дробиться до 10 12,
увеличивая поверхность контакта нефти с водой до 13 тысяч раз! Это очень
серьезно.
Кстати, все мои соображения на эту тему начались вот с этой запаянной парафином
бутылки, которую 30 лет назад наполнил в дельте Волги.
— В мутной жидкости плавают какие-то червяки. Вы хотите сказать, что это и есть нефть?
— Это ее остатки с береговой станции, которая чистит баржи. Глобальное загрязнение океана
нефтепродуктами выглядит именно так. Разумеется, эмульсии — не только следствие
промывки танкеров, они возникают как результат многих технологических процессов.
— И что же — ничего нельзя с этим поделать?
— Ну, почему же… Однажды (дело было в начале 60-х годов) перед нами поставили задачу вымыть танкеры, чтобы из Канады
перевезти хлеб в СССР. Своих сухогрузов было мало, чужие нанимать не хотели. В
общем, танкеры велено было отмыть. На один танкер десятитысячник требовалось до
40 тысяч кубов воды, а в Северной Америке в то время уже запрещалось сливать
грязную воду в океан. Значит, надо было применить замкнутый цикл. Но как?
Несколько институтов искали решение этой проблемы. В результате получили
вполне чистую воду и нефтепродукты. Тогда-то и определили, что после каждого
рейса в танкере остается 200 тонн нефти на стенках.
Эти работы в свое время даже попали в книгу французского автора Бержье
«Промышленный шпионаж». Там про наши попытки продать эти технологии за границу
сказано так: «Одно время русские испытывали затруднения в деле бесплатного
распространения разработанного ими вещества для очистки трюмов судов и удаления
в них всякого запаха. Для совершения этой операции достаточно примешать
несколько капель вещества к бочке воды… Несколько склянок с этим веществом было
похищено и, вероятно, продано по очень высокой цене». Вон как мы в историю
промышленного шпионажа вошли!
— Так пшеницу - то доставили?
— Доставили! Потом сахар с Кубы начали возить тем же способом.
— Вряд ли возможности науки на этом кончаются.
— Только начинаются! Решать проблему традиционным путем очистки всех
образующихся сточных вод экономически бесперспективно. И чтобы вы поняли,
насколько это бессмысленно, всего один пример. Из 20 млн Дж энергии, которые
затрачиваются на отделение нефтепродуктов с одного м2 поверхности, полезными
являются всего 0,5 Дж. Вот КПД сегодняшних технологий! Как видите,
нерациональные технологии порождают другие проблемы — экологические,
энергетические, ресурсные. А бороться с нефтяным загрязнением только
запретительными методами бессмысленно.
— Как говорил известный исторический персонаж, мы пойдем другим путем…
— …вмешиваясь в технологии и стремясь к безотходным. Во-первых, на всех этапах разработки месторождений образуются
асфальтосмолопарафиносодержащие отложения. Во-вторых, добавляет транспортировка
нефти, нефтехимия. Поэтому мы начали
исследовать процессы, которые являются
основными источниками нефтяного загрязнения: добычу, первичную переработку,
транспортировку, применение нефтепродуктов. Ведь главная беда — не только
нефтяные фонтаны, но и эмульсии, которые образуются в скважинах даже при
современных способах добычи. То, что начинается внутри скважин, сказывается и на
Каспийском, и на других морях.
— Вы хотите сказать, что масштаб загрязнения Мирового океана связан с несовершенством технологий?
— И нежеланием их совершенствовать, хотя это выгодно. Будь способы добычи, транспортировки нефти и
применения нефтепродуктов более экологичными, мы бы не говорили о таких
масштабах загрязнения гидросферы. Вмешиваться следует на начальных стадиях
производства. Рекомендаций, с чем лезть в скважину, трубопровод, амбар,
достаточно, они давно разработаны серьезными учеными.
— Итак, вмешательство в технологии — первый способ уменьшить нагрузку. Какой второй?
— Борьба с последствиями аварийных разливов, в том числе физико-химическими методами — при
помощи сорбентов, диспергаторов, то есть веществ, дробящих нефтяную пленку, а
также собирателей нефти. Ведь все это экономически выгодно! Подумайте, какие
дивиденды способна принести мойка танкеров по замкнутому циклу: оставшуюся на
стенках после рейса нефть сохранили (в масштабах страны это миллионы тонн!),
море не загрязнили, отчалили быстрее. В свое время это принесло миллионные
экономические выгоды, на эту тему много писали, начиная с газеты «Правда».
Сейчас в погоне за сиюминутной прибылью многим наплевать, что сливают нефть за
борт. Так что, кроме ученых и некоторых корреспондентов, никто особо и не
волнуется.
МУСС ШОКОЛАДНЫЙ, НО ОЧЕНЬ НЕВКУСНЫЙ
21 ноября 1981 г. во время сильного шторма танкер «Глобе Асими», приписанный к
Гибралтару, потерял управление и был выброшен на мель возле порта Клайпеды.
Выплеснулось 17 тыс. т мазута, из которых на берег попало около трети. Песчаные
пляжи Литвы покрылись черной грязью. С побережья пришлось вывезти более 600 тыс
т песчано-мазутной смеси. «…В условиях штормовой погоды и низких температур
основная масса нефти будет находиться в виде так называемых обратных эмульсий
(вода в нефти) с содержанием воды около 80%. Этому способствуют
высокомолекулярные соединения, входящие в состав нефти, при этом увеличивается
объем и вязкость нефти. Такие обратные водно-нефтяные эмульсии называются
«шоколадным муссом».
Источник: сборник «Влияние разлива мазута на экосистему Балтийского моря». Вильнюс, 1984 г.
«При буровых работах на море могут возникать
экстремальные ситуации с неожиданными залповыми выбросами углеводородов из
скважин. Пожалуй, только разливы нефти с танкеров могут сравниться с такими
авариями по силе, тяжести, а также частоте. В случае интенсивного и длительного
фонтанообразного выброса углеводородов обычные технологические приемы глушения
скважин не помогают… Вероятность таких экстремальных ситуаций — 1 случай на 10
тыс. скважин. Это особенно часто происходит при разработке новых месторождений.
Именно такая авария случилась при разработке месторождения Сахалин-1».
Источник: С. Патин, «Нефть и экология континентального шельфа». ВНИРО, 2001 г.
Развитие нефтегазового сектора и уязвимая природа
Из всех арктических морей Баренцево море имеет одно из богатейших и наиболее разнообразных донных
сообществ: здесь расположены самые большие в мире глубоководные коралловые рифы,
крупнейшие мидиевые банки и богатые заросли ламинарии вдоль береговой полосы…
Наибольшую опасность для них будут представлять сброс буровых растворов и
отходов, а также выбросы нефти. Многие донные организмы фильтруют питательные
вещества из морской воды и, следовательно, могут накапливать ядовитые вещества
даже при их небольшом содержании в воде, а затем передавать вверх по пищевой
цепи.
Икра и молодь рыб особенно чувствительны к загрязнению нефтепродуктами.
Доказано, что даже небольшое содержание нефти в морской воде приводит к гибели
молоди трески. Кроме того, химические вещества, содержащиеся в так называемых
буровых отходах (водах, сопровождающих поднимающиеся из скважины нефть и газ),
оказывают воздействие на репродуктивные способности трески. Характерная
особенность некоторых видов рыб заключается в том, что районы, где
сконцентрированы их икра. Загрязнение в таких местах может иметь тяжелые
последствия как для самих рыб, так и для морской экосистемы в целом.
В Баренцевоморском регионе расположены одни из самых крупных в мире колоний
морских птиц. Ежегодно здесь гнездится от 13 до 15 млн птиц. Некоторые места
гнездования имеют мировое значение и международный статус. Большинство морских
птиц, особенно ныряющие, очень сильно страдают во время нефтяных разливов: их
оперение загрязняется нефтью, намокает, и птицы погибают от переохлаждения. Даже
небольшие нефтяные разливы могут приводить к тяжелым последствиям: в 1979 г.
утечка небольшого количества нефти с судна в Варангер-фьорде погубила около 20
тыс. толстоклювых кайр..
Морские млекопитающие не менее других животных страдают от нефтяного
загрязнения: при попадании нефтепродуктов внутрь организма поражаются жизненно
важные органы. Загрязнение меха тюленей, белых медведей и выдр может приводить
к переохлаждению организма и как следствие — к гибели этих животных.
Добыча и перевозка нефти оказывает весьма значительное воздействие на морскую
среду добывают давно, и перевозки нефти здесь развиты. За последние 20 лет у
норвежского побережья зарегистрировано более полутора тысяч небольших разливов
нефти. Это создает хроническое воздействие на морскую экосистему, которое может
и не вести к быстрым катастрофическим последствиям. Но в итоге вызывает
деградацию экосистем.
Для российской Арктики серьезное загрязнение нефтепродуктами связано с наземными
промыслами в Западной Сибири. Только с 1995 г. там произошло около 50 тыс.
аварий разной степени тяжести, в результате которых в водоемы попало большое
количество нефти. Загрязнение углеводородами сказывается на всех экосистемах
бассейна Оби и Обской губы Карского моря и является одной из причин снижения
уловов рыбы в этом районе.
Транспортировка нефти крупнотоннажными танкерами из Тимано-Печорского бассейна и
Западной Сибири увеличивает вероятность утечек и разливов и ставит на повестку
дня обеспечение безопасности перевозок.
Источник: «Баренцево море — море возможностей… и угроз?». Всемирный фонд дикой природы (WWF России), 2003 г.
|
|
|
|
|
|
|
|