Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Ставка на героизм

 
   

На вопрос, какое ведомство важнее всего в современной России, можно отвечать, не задумываясь: МЧС.

 

 
 

Елена СУББОТИНА

 
 
По свежим оценкам некоторых аналитиков, в ближайшие 15 лет страну ожидают три крупных кризиса, один из которых (2011—2012 гг.) произойдет в том числе по причине увеличения количества техногенных аварий. На это, правда, можно возразить, что 2003 год тоже, согласно прогнозам, ничего хорошего в этом смысле не сулил, но вот пережили же. Ну, конечно, пережили, и это переживем, потому что ничего принципиально нового прогноз не содержит — техногенные аварии давно стали если не нормой, то чем-то довольно близким к этому. Причем радикально изменить ситуацию на современном этапе не представляется возможным, поскольку стратегия экономического развития страны отсутствует. А «экономика трубы» политики в сфере промышленной и экологической безопасности не подразумевает. Если добавить к этому ясно обозначившуюся тенденцию пренебрежения к профессиональным знаниям, картина станет довольно полной.

Чужие там не ходят

Данных о том, сколько в реальности историй, связанных с ТЭК, нельзя найти нигде. Сводная статистика в открытом доступе отсутствует. Возможно, под грифом она и существует, но в любом случае список неточен — в стране много медвежьих углов, куда не доберется никакая проверка. Например, на нефтепроводах Западной Сибири, как показывает практика, достоянием гласности становится лишь каждая десятая авария. К великому сожалению, разрывы магистральных нефтепроводов довольно поздно обнаруживаются, ведь Север почти безлюден, а современной системы оповещения, как, например, на Трансаляскинском трубопроводе, в России нет. При этом виновники, чтобы не платить большие штрафы, уменьшают реальные масштабы загрязнения раз в десять. О том, что можно скрыть, нефтяные компании просто не сообщают контролирующим органам. Есть и еще одно важное обстоятельство — инспектора, не имеющего специального пропуска от компании, не пустит охрана. Несмотря на то что по закону контролеру никаких дополнительных документов и не требуется, охрана действует в соответствии с корпоративной инструкцией. А уж о том, чтобы чужие глаза не узрели лишнего, компании заботятся все лучше. Это, кстати, замечательно проиллюстрировали события конца января — начала февраля, когда в Удмуртии в небо взмыл фонтан из магистрального нефтепровода Холмогоры — Клин. Экспертов двух неправительственных организаций — «Гринпис» и Социально-экологического Союза, прибывших на место происшествия, развернули самым бесцеремонным образом. Характерно, что хозяйка трубы — «дочка» «Транснефти» по имени «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» — как воды в рот набрала. До общественности информацию донесли Росприроднадзор и «зеленые».

Лукавая цифра

По официальным данным, если в 1999 г. коэффициент аварийности трубопроводов равнялся 0,27 (то есть на 1 тыс.км 27 аварий), то сегодня он снизился почти в 10 раз — до 0,04. Госчиновники и аффелированные с государством структуры склонны к оптимизму: наши тру бы надежнее западных — там коэффициент аварийности 0,06.

Редкой красоты цифра (применительно к происшествиям на трубопроводах, принадлежащих «Транснефти») заявлена президентом этой государственной компании в «Российской газете» 10 февраля. «Мы работаем не хуже, а лучше, чем в Западной Европе и США», — любуется собой господин Вайншток. Но присоединиться к ликованию главы «Транснефти» мешает арифметика. Если аварийность 0,04 на 1 тыс. км, а у компании согласно информации на ее официальном сайте почти 50 тыс. км труб, то должно получиться по 2 аварии в год. Однако за январь и февраль (только по сообщениям СМИ) уже разлилось 4 нефтяные лужи, одна из которых, в Удмуртии, очень большая — более 3 тыс. т.

Кроме того, почему в отличие от Запада в России существуют нормативы потерь нефти и нефтепродуктов при перекачке по трубам? Например, при перекачке бензина норма естественной убыли составляет 0,19 кг на 1 т на 100 км трубы. Другими словами, при транспортировании 1 млн т бензина на расстояние 1 тыс.км допускается потеря 1900 т. При этом потери, вызванные авариями, в нормы естественной убыли не включены. По-видимому, Россия — единственная страна, в которой существуют «нормативные потери нефти». Во всем мире нормой является отсутствие утечек. Потери нефти при перекачке по трубопроводам в Западной Европе оцениваются в 0,0001— 0,0009%. Такие данные приведены в работе коллектива авторов «Техногенное загрязнение природных вод углеводородами и его экономические последствия». Этот научный труд опубликован в 2001 г., но европейские трубы с тех пор не прохудились, чего не скажешь о наших.

Мировая энергетика По мнению кандидата географических наук Григория Вильчека, автора многих публикаций на эту тему, динамика аварийности отрицательная, поскольку техническое состояние системы подошло к критической отметке. Еще 10—12 лет назад износ магистралей достигал в среднем 60%. При этом треть сетей уже тогда полностью выработала свой ресурс.

Вот так поговоришь со сведущими людьми, да и поставишь вопросик возле красивой официальной цифры. Тем более что после упразднения пять с лишним лет назад Госкомэкологии (Указ президента от 17 мая 2000 г.) упразднили и районный штат инспекторов. А кому же еще смотреть, что там происходит на немереных просторах? На весь Ханты-Мансийский округ площадью 53,5 млн га, где добывается около 60% российской нефти, с 2000 г. приходится не более 20 инспекторов по охране окружающей среды, в лучшем случае — по два на район.

Россия занимает второе место в мире (после США) по протяженности магистральных трубопроводов. Общая длина их превышает 2 тыс. км, а вместе с промысловыми — 550 тыс.км. Ежегодно в РФ случается примерно 35 тыс. мелких (внутрипромысловых) аварий с потерей до 1 тыс. т нефти. Крупных аварий (когда потеря больше 10 тыс. т) в год происходит до 800.

По разным оценкам, нефть из труб проливается в России до 3 тыс. раз в год.

Скверный анекдот

Действительно, оценки независимых экспертов куда сдержаннее официальных. «Отсталые технологии, износ оборудования в нефтяной промышленности до 80 процентов, — поставил безжалостный диагноз президент НП «Горнопромышленники России» Юрий Малышев. — Руководители горных компаний теперь редко имеют профильное образование. Командует кто ни попадя, дошло до того, что предприятие, добывавшее уголь в особо сложных условиях, возглавлял гинеколог».

Это не фигура речи — произнесено патриархом отрасли на собрании профессионального сообщества. Уж лучше бы это был анекдот… «Угольная наука ликвидирована, Института горного дела им. Скочинского, по сути, больше нет, Госгортехнадзор уничтожен, теперь это фикция, качество проектов хуже некуда, студенты на практику не ездят», — углубил анамнез завлаб ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» Марат Васильчук. «Безопасности нефтепроводов России по-прежнему уделяется слишком мало внимания. Особенно тяжелая ситуация складывается с промысловыми сетями, которые быстро ржавеют и выходят из строя.

Срок службы таких нефтепроводов — 4—5 лет, потому и строят их кое-как. Частая причина аварий — несанкционированные врезки. Их число в последнее время возросло по всем регионам России. Происшествия на отечественных нефтепроводах случаются в результате изношенности труб (60— 70%), отсутствия планового ремонта и попыток хищения нефтепродуктов в отличие, например, от США, где наиболее распространенная причина повреждения труб — земляные работы вблизи нефтепроводов, а также землетрясения и оползни», — считают эксперты известной экологической организации «Беллона» Александр Алексеев и Рашид Алимов.

Откупиться дешевле

В России отношение ресурсных компаний к природе продолжает оставаться потребительским, чему в немалой степени способствует государство. Система, когда загрязнителю дешевле откупиться штрафом, чем ломать голову над тем, как аварию предотвратить, абсолютно порочна. Такая практика радикальных перемен не стимулирует. Сегодня если что и побуждает компании латать трубы или заботиться о безопасности горняков, так только нежелание терпеть убытки от чрезмерных потерь нефти или выплат компенсаций.

Экологическая компонента из государственной политики выпала. В результате экономика получается однобокая. Ведь если, заботясь о перспективе развития страны, посчитать реальный ущерб от того, сколько из хозяйственного оборота выпадает безнадежно испорченных земель, арифметика получится огорчительной.

Системный кризис налицо. Выход из него государство ищет вяло, систематической работе предпочитая героизм ведомства Шойгу.

По данным Ростехнадзора, на территории РФ находится более 7 тыс. бесхозных нефтяных и газовых скважин, пробуренных в разное время геологоразведочными организациями и оставшихся без контроля со стороны бывших владельцев. Очень опасны такие объекты из-за огромного давления и коррозионно-активной среды, самым пагубным образом влияющими на конструкции. Больше всего таких скважин в Архангельской и Тюменской областях, Республике Коми, Ненецком автономном округе.

События последних недель

26 января. Авария нефтепровода в Кузнецке Пензенской области привела к утечке 20 т нефти. Причиной стал разрыв фланца задвижки.

30 января. 7 человек пострадало в результате взрыва на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе в Самарской области. Возник пожар на площади 300 м2, пот ушить который удалось не сразу.

30 января. В Дебесском районе Удмуртии случилась авария на 1632 км магистрального нефтепровода Холмогоры — Клин, принадлежащем ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы». В первые минуты высота фонтана нефти достигала 40 м. По данным Росприроднадзора, вытекло более 3 тыс. т нефти.

1 февраля. При прорыве нефтепровода на Самотлорском месторождении в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа разлилось 80 т нефти.

14 февраля. В Раменском районе Московской области во время ремонтных работ экскаватор повредил магистральный нефтепровод Рязань — Москва. Пролилось более 20 т нефти.

15 февраля. В акватории Уссурийского залива Росприроднадзор зафиксировал нефтяное пятно общей площадью более 300 м2. Нефтепродукты попали в воду при перекачке мазута в котельную судоремонтного завода.

20 февраля. В Ханты-Мансийском автономном округе при аварии на месторождении двое рабочих утонули в нефтяной эмульсии.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru