 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
Балтия: где монополизация, где либерализация
|
|
|
Этим странам предстоит пройти немалый путь, чтобы соответствовать критериям свободного рынка. Эстония, Латвия и Литва,
вступившие в 2004 г. в ЕС, характеризуются как страны, относительно развитые по меркам Балтийского региона.
При этом отличаются от своих соседей — Польши, Чехии, Венгрии и Словакии — меньшими масштабом экономики и объемом потребления газа.
Как и вся Европа, Балтика находится в процессе либерализации газовых рынков, при этом достижения каждой из трех указанных стран существенно различаются.
|
|
|
Арам ТЕР-САРКИСОВ
|
|
|
Эстония, являющаяся небольшой (ВВП — 9 млрд долл.), но экономически развитой
страной в этой группе (ВВП на душу населения 6450 долл.) располагает
собственными энергетическими ресурсами, такими как сланцы, торф.
Либерализация рынка природного газа началась еще в середине 90-х годов. В 1997
г. был принят Энергетический закон, в соответствии с которым проведена
частичная либерализация газового рынка (крупные компании получили свободу
выбора поставщика), создан регулирующий орган — Агентство по энергетическому
рынку. В его функции входят лицензирование газового бизнеса, мониторинг
состояния рынка и его участников и консультирование относительно
ценообразования и условий контрактов. Несмотря на усилия реформаторов, рынок
газа в Эстонии все еще не является свободным. Бывший монополист Eesti Gaas
продолжает оставаться единственным импортером, оператором инфраструктуры и
крупнейшим дистрибьютором, хотя кроме него функционируют более десятка
небольших новых компаний (среди них нет ни одной с долей больше 5%). Высокий
уровень монополизации рынка подтверждается тем фактом, что в каждом сегменте
доля трех крупнейших поставщиков составляет 100%, кроме производства
электроэнергии, где этот показатель — 85%. Потребление также отличается высокой
концентрацией — на завод химических удобрений Nitrofert приходится около 20%
потребляемого в стране газа. Еще 45% — использует сектор электроэнергии и ТЭЦ,
21% — промышленность. Домохозяйства и бизнес расходуют только 13%, и совсем
небольшой объем — 1% — выбирается прочими операторами инфраструктуры. Несмотря
на то что тарифы регулируются только для небольших потребителей (до 200 тыс.
м3/год)*, в стране не произошло ни одной смены поставщика. Для самых мелких
потребителей (до 200 м3/ год) тариф составляет 360 долл./тыс. м3. Более крупные
платят 200—240 долл./ тыс. м3. Для самых крупных потребителей (свыше 10 млн
м3/год) стоимость составляет 120—140 долл./тыс. м3.
Кроме того, до сих пор разделение транспортной и трейдерской функций основной
газовой компании существует лишь по счету, дискриминация при доступе к сети
весьма жесткая, и, самое главное, отсутствует смена поставщиков. Собственного
производства газа в стране нет, единственным его источником являются поставки
из России. В результате перехода на расчеты в долларах США, инфляции и
экономической рецессии потребление топлива в начале 90-х резко снизилось, с 1,8
до 0,44 млрд м3, при этом уровень цен в 1990—1993 гг.вырос в 300—400 раз. Уже на
раннем этапе целью государства объявлено формирование эффективного,
функционирующего на рыночных принципах газового бизнеса. Вследствие
экономического роста в 1994—2004 гг. потребление стабильно росло и в2004 г.
составило 0,96 млрд м3, при этом доля газа в ТЭБ не превышает 15%.Вступление
страны в ЕС и подписание Европейской энергетической хартии обусловило
изменение ценовой политики экспортера — ОАО «Газпром». В 2006 г. экспортная
цена возрастет с 80 долл./тыс. м3 до 120 долл./тыс. м3; этот шаг свидетельствует
о новом отношении к Эстонии как члену ЕС, а не бывшему «младшему партнеру».
Следствием роста импортной цены может стать диверсификация источников газа:
переход на другие виды топлива (нефть, сланцы) и диверсификация источников
(среди возможных новых поставщиков называются Норвегия, Алжир, относительно
независимые поставщики из России, например, «Итера»), но этот путь значительно
дороже.
Латвия — вторая по объему ВВП экономика группы, но уровень жизни в стране
несколько ниже, чем в Эстонии и Литве: ВВП/чел. составляет 4100 долл. при
населении в 2,7 млн.
Доля газа в ТЭБ относительно невелика по сравнению с другими странами,
входившими в СССР и прошедшими стадию «газовой паузы»; она составляет 30%, что
тем не менее несколько выше среднемирового уровня. Объем потребления после
резкого снижения в начале 90-х годов (с 3 до 1 млрд м3) стабилизировался на
уровне 1,2—1,4 млрд м3, в начале XXI века он возрос более чем на 30% и сегодня
составляет 1,6 млрд м3. В результате проведенного в 2001 г. исследования
рабочей группы компании Latvijas Gaze (LG) был сделан вывод, что годовые темпы
роста потребления до 2015 г. в регионе составят 2,1—2,7%, т.е. его объем
достигнет дореформенного уровня.
В результате изменения стратегии«Газпрома» в 2006 г. поставки компании в страну
должны упасть с 1,6 до 1,2 млрд м 3 при одновременном росте цен, которые
поднимутся до 120—140 долл./тыс. м3, т.е. достигнут уровня стран ЕС. 25%
поставок приходится на Itera Latvia (использует инфраструктуру ОАО «Газпром»).
Рынок газа нельзя назвать высокодиверсифицированным: более 60% потребления
приходится на электроэнергетику и ТЭС, 25% — на промышленные предприятия.
Бизнес и домохозяйства потребляют совместно только 15% топлива. Это,
безусловно, тормозит процесс эффективного дерегулирования рынка.
Надзор за рынком газа (и прочими энергоносителями) осуществляет Совет
регулирования поставок энергии, созданный в 1996 г. В число его функций входят
лицензирование энергетических компаний, анализ предложений по изменению
тарифов, комплайенс (служба, которая проверяет соответствие бизнес-практики
компании определенным нормам), продвижение конкуренции и рост эффективного
использования ресурсов. В результате работы Совета уже к концу 90-х годов
темпы роста цен снизились и была введена двухуровневая система тарифа для
домохозяйств: клиентская плата плюс сырьевой тариф. Относительно низкий уровень
цен не устраивал LG, в том числе по причине растущих с конца 90-х годов тарифов
на ввозимые энергоносители. В 2003 г. была введена в действие новая методология
расчета тарифов на газ, причем она различалась для всех секторов газовой
отрасли: транспорт, хранение и продажа конечным потребителям. Сегодня в
стране один из самых низких в ЕС уровень тарифов (как везде в балтийских
странах): наиболее крупные потребители платят примерно 140 долл./тыс. м3,
небольшие — 170 долл./тыс. м 3, что, скорее всего, означает субсидирование
мелких потребителей государством.
Латвия относится к числу стран ЕС с наименьшим уровнем либерализации рынка
газа. Тарифы регулируются даже для самых крупных потребителей, TPA (Third Party
Access) не внедрен, монополизация крайне высока: по данным Европейской
энергетической комиссии, на единственного поставщика приходится 100% рынка. В
этом Латвия превзошла Россию, т.к. в РФ есть по крайней мере независимые
производители газа. Проблема дерегулирования объясняется в том числе
сложившейся олигопсонией на рынке (на трех крупнейших покупателей приходится
50% потребления) и «нерыночными» условиями импорта газа («Газпром»
функционирует не в рыночных условиях). Впрочем, этот аргумент не может
являться достаточным, т.к. другие страны Центральной и Восточной Европы идут по
пути либерализации при сохранении значительной доли поставок из РФ.
Самой крупной экономикой группы является
Литва (ВВП — 18,2 млрд долл.), которая
среди стран группы также характеризуется наибольшим объемом потребления газа.
Максимум был достигнут в конце 80-х годов — 5,6 млрд м3, а в 1993-м в
результате экономической рецессии, смены механизма расчетов и роста цен объем
потребления упал до 1,7 млрд м3. В течение 90-х годов спрос стабилизировался на
уровне 2,3—2,5 млрд м3 и только в 2004-м достиг 3,1 млрд м3.
Литва — единственная страна в Балтийском регионе, где уровень дерегулирования
рынка приблизился к требованиям ЕС. Либерализация началась в январе 1992 г. с
разрешения импортировать газ негосударственным компаниям и использовать
транспортную инфраструктуру монополиста Lietuvos Dujos (LD), акционированного
в 1995 г. Также с начала реформ возникла необходимость в газовом законодательстве, в результате чего в 1994 г.приняли Национальную энергетическую стратегию,
а в 1995-м — Энергетический закон. Основными целями были признаны
диверсификация источников энергоносителей, рост эффективности, сохранение
энергии и отмена субсидий. Правительство оставило за собой право контроля над
ценами и регулирования рыночных отношений. В 1997 г.первая задача перешла под
контроль независимой Ценовой энергетической комиссии (создана в 1995-м); к этому
времени за пять лет реформ цены подскочили в 70 раз для домохозяйств (до 181
долл./тыс. м3) и в 50 раз для промышленности (123 долл./тыс. м3).
С конца 90-х годов тарифы для крупных покупателей устанавливаются в процессе
переговоров. Как и в прочих странах группы, Литва готовится к росту импортных
и внутренних цен, которые начнут подниматься с 2006 г. и в течение нескольких
лет достигнут уровня ЕС. В 2006 г. «Газпром», владеющий 37% процентами LD, на
которую приходится 15% импортируемого объема газа, повысил экспортную цену для
литовских компаний до 122 долл./тыс. м3. После приобретения доли акций между
«Газпромом» и LD был заключен долгосрочный контракт (до 2015 г.), согласно
которому российская компания обязалась не менее 70% газа поставлять через LD.
В Литве в соответствии с Газовой директивой-2003 (Вторая директива) введено
разделение бизнеса LD по счетам (account unbundling): инфраструктура —
магистральная и распределительная, продажи на свободном и закрытом рынках.
Однако разделения юридических лиц пока что не произошло.
С 1 июля 2001 г. все покупатели делятся на две категории: имеющие право
свободного доступа (eligible) и потребители с регулируемым доступом. Эти
категории соотносятся приблизительно как 80/20. Первая группа включает в себя
электростанции, потребителей свыше 15 млн м3/год (с 2004-го — 1 млн м3/год),
распределительные компании и конечных потребителей, чья инфраструктура
интегрирована в магистральную транспортную сеть. В цену для eligibles включены
двухкомпонентный транспортный тариф и плата за поставляемый объем.
Транспортный тариф составляет 1440 долл./ед. объема (тыс. м3) день/год + 3,4
долл./тыс. м3. Плата за объем колеблется между 135 долл./тыс. м3 при
потреблении меньше 800 м3/год и 13,3 долл./тыс. м3 при потреблении свыше 15 млн
м3. Цена в регулируемом секторе является исключительно двухкомпонентной
(фиксированная составляющая плюс плата за объем) и зависит от объема годового
потребления. При этом плавающая компонента колеблется между 330 (потребление до
90 м3/год) и 130 долл./тыс. м3 (потребление до 1 млн м3/год).
Транспорт и регулируемый рынок газа находятся фактически под контролем LD
(99,7%), но на свободном рынке доля компании составляла до 2004 г.только 17%.
После вхождения ОАО «Газпром» в капитал LD и заключения долгосрочного
контракта в 2005 г. доля последней на свободном рынке выросла до 58%. Ряд
компаний, в первую очередь крупные потребители из промышленного сектора
(Achema) и сектора электроэнергетики (Каунасская ТЭЦ), также не зависят от
бывшего монополиста.
При ближайшем рассмотрении несложно заметить, что номинально высокий уровень
либерализации объясняется именно высокой концентрацией потребления: 53%
спроса приходится на электроэнергетику, 27% — на крупную промышленность и
только 20% на домохозяйства и небольшие компании. В целом такая структура
рынка характерна для большинства стран Центральной и Восточной Европы, в том
числе новых членов ЕС. Это подтверждается также общим числом eligibles — 27 в
2005 г. (регулируемых потребителей 529 тыс.).
Сегодня перед Литвой стоит задача компенсации роста цен на импортируемый газ.
Эта задача может быть решена путем диверсификации поставок, в частности, из
Норвегии. Возможно также использование Инчукалнского ПХГ в Латвии.
Итак, страны Балтии, безусловно, достигли определенного прогресса в
либерализации рынка природного газа. Это связано в первую очередь с допуском
иностранных инвесторов на национальные рынки (покупка пакетов акций в
доминирующих компаниях), разделением счетов для транспортных/ трейдерских
функций (account unbundling), созданием независимых регулирующих органов и
приближением внутренних тарифов к уровню ЕС. Однако чтобы соответствовать всем
критериям свободного рынка, балтийским странам предстоит пройти немалый путь.
Местным комиссиям по дерегулированию в ближайшие 5 лет следует озадачиться
выделением независимых транспортных компаний (legal unbundling) для создания
возможности либерализации рынка де-факто. Также необходимо обеспечить допуск к
рынку новым компаниям-трейдерам (напомним, что для Латвии это будут первые
независимые поставщики), открыть рынок для всех потребителей, в первую очередь
для домохозяйств, и одновременно создать привлекательные условия поставок в
этом сегменте. А в сегменте крупных потребителей следует внедрить элементы спотового рынка (т.е. рынка краткосрочных контрактов). Кроме того, предстоит
окончательно отказаться от перекрестного субсидирования, что приведет,
разумеется, к увеличению тарифов для небольших потребителей (сегодня они в два
раза ниже, чем в ЕС-15). В долгосрочной перспективе Балтике в целях обеспечения
энергобезопасности придется рассмотреть альтернативные пути импорта газа,
скорее всего, из Северного моря.
*Цена рассчитывается исходя из максимального потребления газа в течение 24
часов за период в один год
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|