Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

В предвкушении заказов

 
   

Западные компании, прогнозируя резкое увеличение инвестиций в электроэнергетику РФ, усиливают свои позиции в российском энергомашиностроении.

 
  Михаил КЛАССОН  
 
Мировая Энергетика К этому процессу можно прежде всего отнести завершенную в январе сделку по приобретению германским Siemens активов холдинга «Силовые машины». Сумма сделки составила 93 млн долл. Еще в 2004 г. Siemens обращался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) за разрешением купить 71% акций «Силовых машин». Однако в ФАС посчитали, что эта сделка приведет к появлению монополиста на рынке энергетического оборудования, и отказали немцам.

В самом конце 2005 г. ФАС разрешила Siemens приобрести 20,62% акций «Силовых машин». Но лишь после того, как стало известно, что РАО «ЕЭС России» получает контроль над этим холдингом. С учетом уже имевшегося у немцев небольшого пакета это позволяет им увеличить его до блокирующего. Стоит отметить, что Siemens еще в начале 1990-х создал СП с ЛМЗ — ЗАО «Интертурбо» — по разработке, монтажу и сбыту газовых турбин. Кроме того, Siemens участвует в капитале трех предприятий, входящих в «Силовые машины»: Калужского турбинного завода (20% акций), «Электросилы» (20%) и ЛМЗ (10%). А дочерняя структура немцев, компания Demag Delaval International GmbH, владеет 28% акций Невского завода (производство газовых и паровых турбин и компрессоров).

Теперь немцам предстоит оптимизировать структуру своей собственности в машиностроительном холдинге. А также прикинуть, инвестиции какого объема имеет смысл вложить. Например, в замену производимой на «Интертурбо», но явно устаревшей ГТ V94.2 мощностью 150 МВт. В 2004 г. они были готовы за несколько лет инвестировать 300 млн долл. А РАО ЕЭСС, в свою очередь, должно до конца февраля 2006 г. разработать свою долгосрочную инвестиционную программу на пятилетний период. Она станет основой для формирования заказа серийного энергетического и электротехнического оборудования ОАО «Силовые машины», опять же на 5 лет.

В апреле 2005 г. РАО ЕЭС уже утвердило концепцию своей технической политики, которая должна зажечь красный свет устаревшим неэффективным технологиям и оборудованию.

Как сообщил «МЭ» пресс-секретарь Siemens Никита Кукушкин, в ближайшее время руководство германского концерна обсудит с менеджерами «Силовых машин» и акционерами (прежде всего с РАО ЕЭС) стратегический план действий. Последний включит в себя не только предложения по оптимизации структуры собственности, но и обязательства по инвестициям в модернизацию производства и повышению квалификации сотрудников. Никита Кукушкин пока не смог обозначить конкретную сумму инвестиций, но пояснил, что она будет значительной.

По мнению заместителя министра промышленности и энергетики Андрея Дементьевааа, новая конфигурация собственников «Силовых машин» создает хорошие предпосылки для формирования Национальной энергомашиностроительной корпорации. «Консолидация промышленных активов на базе концерна «Силовые машины», с одной стороны, сохранит стратегическую отрасль экономики страны под контролем национального собственника (РАО ЕЭС. — Прим. ред.) и, с другой, — решит проблему технологической модернизации», — заявил он.

В октябре 2005 г. Siemens и холдинг «Электрозавод» (его предприятия производят трансформаторное и коммутирующее оборудование) подписали меморандум о намерениях создать совместное предприятие по строительству и реконструкции энергетических объектов.

В результате немцы вместе со своими старыми-новыми партнерами смогут без привлечения сторонних машиностроителей строить «под ключ» любые газотурбинные, парогазовые и, если поступят заказы, паротурбинные электростанции.

Еще одна характерная сделка — соглашение о сотрудничестве между французской компанией Alstom и российским Энергомашиностроительным альянсом («ЭМАльянсом»). Оно было презентовано в октябре 2005 г. Партнеры тогда сообщили, что будут обмениваться передовыми технологиями и ноу-хау, создавать в России эффективное производство современного котельного оборудования для тепловых электростанций. Заместитель генерального директора «ЭМАльянса» Виктор Даниленко тогда же заявил, что его фирма за три года намерена нарастить ежегодные продажи своего оборудования с нынешних 250 млн до 500 млн долл. И поможет это сделать в том числе и новый стратегический партнер — Alstom. Сотрудничество будет наполняться совместными маркетинговыми проработками, совместным же участием в реализации новых проектов, в приобретении новых технологий и освоении самого современного оборудования. Например, Alstom выпускает котлы для сжигания угля в циркулирующем кипящем слое (ЦКС) с малыми выбросами вредных веществ в атмосферу. Но и «ЭМАльянс» имеет большой опыт производства традиционных угольных котлов для сжигания бурых высокозольных углей.

В свою очередь, тогда же, в октябре 2005 г., генеральный вице-президент Alstom Филипп Жубер сообщил, что его компания не будет приобретать активы «ЭМАльянса». Не предполагается также создание и совместного предприятия. Почему? Вроде бы потому, что новая политика сотрудничества России с зарубежными фирмами не предусматривает продажи им стратегических активов. Поскольку «ЭМАльянс» производит котлы и паропроводы для тепловых блоков, эта продукция тоже имеет двойное назначение (она может быть установлена, например, на атомных подлодках). Однако в холдинге«МЭ» сообщили, что партнерство с Alstom изначально не подразумевало выход за рамки технологической кооперации.

Кстати, негласной причиной отказа ФАС согласовать продажу Siemens контрольного пакета «Силовых машин» стало возможное затрагивание интересов обороноспособности России (предприятия компании тоже производят силовые агрегаты двойного назначения). Но разрешение получить блок-пакет «Силовых машин» эти интересы наверняка затронет (миноритарные акционеры имеют полное право на получение исчерпывающей информации о производственных планах компании). Однако власти такое явное противоречие предпочли не заметить.

Таким образом, партнеры — «ЭМАльянс» и Alstom, не залезая в секреты друг друга, могут в будущем создавать конкретные союзы при объявлении тендеров на сооружение новых или модернизацию действующих электростанций. А Alstom — продать своему российскому партнеру лицензии на современные технологии под конкретные заказы после выигрыша тендеров. Как сообщил «МЭ» первый заместитель генерального директора «ЭМАльянс» Марат Девлет-Кильдеев, в рамках одной из пяти созданных совместных рабочих групп формулируется взаимоприемлемое лицензионное соглашение по производству в России угольных котлов с ЦКС. Правда, обязательным условием освоения этой технологии является получение партнерами конкретного заказа. Таковым может стать, например, планируемая РАО ЕЭС реконструкция блока № 8 на Новочеркасской ГРЭС с установкой котла с ЦКС.

Марат Девлет-Кильдеев сообщил также «МЭ», что в 2005 г. продажи «ЭМАльянс» составили 260 млн долл., в этом году их объем запланировано увеличить до 360 млн. Таким образом, октябрьское заявление о достижении планки в 500 млн долл. за три года пока выполняется. Если учесть, что по оценкам «ЭМАльянс» «Силовые машины» в 2005 г. произвели продукции на 350—370 млн долл.(при декларируемых последними продажах своей сбытовой компании в 600 млн долл.), то два крупнейших конкурента демонстрируют схожие результаты.

Соперничество всего двух крупных игроков на одном поле повысит конкуренцию и, кроме того, усилит их экспортные позиции. Остальные участники российского рынка энергомашиностроительной продукции не такие крупные (не считая сектора атомного машиностроения), и пока ими западные компании не заинтересовались.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru