|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
Газ за газ
|
|
|
Допускать иностранцев к российским месторождениям следует в обмен на участие россиян в разработке ресурсов за рубежом.
|
|
|
Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ, директор ИПНГ РАН, академик Сергей СЕРЕБРЯКОВ, зав. сектором ИПНГ РАН
|
|
|
На первом месте
Россия занимает 13% всей суши, ее население составляет менее 3% населения мира,
но обладает, по данным British Petroleum (BP), 26,7% мировых запасов природного
газа, а согласно отечественным источникам — свыше 34% (первое место в мире). Она
занимает первое место и по добыче (641 млрд м 3 в 2005 г.), и по международной
торговле природным газом. Экспорт из РФ в 2005 г. в страны Западной и Восточной
Европы достиг 152 млрд м3. Доля российского топлива в газоснабжении большинства
стран Западной и Центральной Европы составляет 24—33%, а Восточной Европы —
свыше 70%. По оценкам «Газпрома» и Минпромэнерго РФ, к 2010—2012 гг. на экспорт
будет направляться до 40—-43% общероссийской добычи. В настоящее время на
мировом рынке СПГ страна не представлена.
Россия занимает второе место в мире по запасам нефти после Саудовской Аравии и
располагает по данным BP 6,1%, а по российским — 13% мировых разведанных
запасов нефти. По объемам добычи нефти с конденсатом — 470 млн т в 2005 г. —
Россия также занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Экспорт российской нефти с конденсатом достиг в 2005 г. 251 млн т.Мировое
энергопотребление, по прогнозам, может за 15 лет возрасти на треть и примерно на
45% — в предстоящем двадцатилетии.. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам,
увеличится к 2025 г. на 1750 млн т (рост на 42%), газа — на 1,7 трлн. м3 в год
(рост на 60%).
Россия стала полноправным членом «Большой восьмерки», которая, как известно,
начала свою деятельность с обсуждения проблем энергетического кризиса 70-х
годов. В этом году неслучайно главной темой обсуждения на саммите будет
энергетическая безопасность. Россия может и должна, председательствуя в
«Большой восьмерке», использовать свое положение великой энергетической
державы и достичь своих основных внешнеполитических целей.
Рыночные цены для СНГ и Балтии
Доказанные запасы газа в странах СНГ (Азербайджан, Казахстан, Туркмения и
Узбекистан) в 2004 г. составляли около 5,6 млрд м3. Добыча нефти в 2004 г. —
79,9 млн т. По данным информационного энергетического агентства США, добыча
нефти в 2010 г. в зависимости от цен возрастет до 154—164 млн т, в 2015 г. до
219—244 млн т, в 2020 г. до 259—284 млн т, а в 2025 г. до 299— 349 млн т (в
России в это время будет добываться 543—622 млн т).
Важное значение имеет создание Евразийского газового альянса. Контролируя
единую трубопроводную инфраструктуру, созданную в СССР, Россия вместе со
странами СНГ могла бы координировать управление этой системой, а также
проводить согласованную ценовую и тарифную политику. В дальнейшем это может
привести к формированию газового рынка СНГ. На основании подписанных в
последнее время долгосрочных контрактов создана договорная основа для
получения голубого топлива из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.
Рынками сбыта казахстанского сырья могут быть Россия, республики Закавказья и
другие государства СНГ. Казахстан заключил соглашение о поставках с Китаем.
Основные приоритеты энергетической политики России в отношении транзитных
стран СНГ должны быть связаны с обеспечением бесперебойной транспортировки газа
на приемлемых экономических и политических условиях. Для урегулирования
образовавшейся задолженности стран СНГ России целесообразно продолжить
практику заключения долгосрочных контрактов.
СНГ играет важную роль в энергетической политике ЕС и США. Для повышения своей
энергетической безопасности Евросоюз стремится инициировать энергетический
диалог со странами СНГ, особое место в котором занимает повышение общей
надежности, безопасности и пропускной способности газотранспортной системы
Украины. Большое внимание уделяется реализации договора Энергетической хартии,
а также разработке транзитного протокола к ней. В связи с этим России
целесообразно поднять вопрос о своих «газовых» интересах на постсоветском
пространстве и о возможности совместного участия «Газпрома» в разработке и
реализации проектов в странах СНГ.
В торговле топливом со странами СНГ России пора переходить от полубартерных
отношений к рыночным, как это было сделано с Украиной. Ставший теперь уже
историей газовый конфликт прекрасно иллюстрирует роль поставок энергоносителей в
экономике стран-потребителей и важность проведения Россией продуманной
энергетической политики. Переход на цены, близкие к европейским, прекращает
продолжавшееся последние годы субсидирование украинской промышленности за счет
средств российского бюджета. Вместе с тем необходимо отметить, что цена транзита
российского газа по территории Украины — 1,6 долл./ 1000 м3 за 100 км,
установленная последним соглашением, превышает аналогичную цену в других
странах, а газ по-прежнему стоит намного дешевле, чем в большинстве стран
Западной Европы.
Приоритеты внешней энергетической политики России в отношениях со странами
Балтии во многом будут определяться тем, насколько быстро эти страны начнут
выполнять положения Газовой директивы ЕС и интеграции их рынков в единый рынок
ЕС. Очевидно, что правительство России будет прилагать усилия для сохранения и
укрепления позиций «Газпрома», которому целесообразно расширять доли своей
собственности в объектах инфраструктуры и в сбытовых структурах этих стран.
Необходимо ускорить обеспечение требуемых поставок голубого топлива в
Калининградскую область через территорию Литвы и добиваться интеграции системы
газовых хранилищ стран Балтии в единую газотранспортную систему России и Европы
для регулирования сезонных колебаний потребления сырья.
Осторожно: США
Большое значение для энергетической политики России имеет сотрудничество с
США, которые играют важную роль в разработке и реализации мировой
энергетической политики и в обеспечении коллективной энергетической
безопасности, обладают огромными финансовыми возможностями для инвестирования в
российский ТЭК и существенным научно-технологическим потенциалом.
Ведущие транснациональные нефтегазовые компании (ТНК) базируются в США,
занимают определяющие позиции на мировых рынках энергоресурсов и оборудования и
получают за рубежом мощную политическую и финансовую помощь со стороны
американского государства (налоговый кредит на деятельность за рубежом,
поощрение капиталовложений в странах с высокой степенью риска и др.). Россия в
настоящее время не может позволить себе такую поддержку отечественных компаний,
но создавать для этого необходимую правовую базу, включающую налоговые льготы и
субсидии, нужно уже сейчас.
США объявили страны с богатыми месторождениями нефти и газа, в том числе вблизи
границ России, зоной своих интересов и поддерживают там высокую активность
американских ТНК, что представляет собой очевидную угрозу национальной
безопасности России. и. Такой политике должна быть противопоставлена стратегия
сдерживания, предусматривающая защит у российских интересов.
В отношениях с США в области энергетики должен соблюдаться баланс интересов.
Участие американских компаний в поиске, разведке и освоении российских ресурсов
целесообразно «обменять» на допуск России к разработке зарубежных
месторождений.
После событий 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты стремятся заменить часть
арабской нефти на российскую, а также проявляют интерес к поставкам СПГ из
России для уменьшения своей зависимости от политически нестабильного региона
Персидского залива. В 2004 г. США импортировали 501,2 млн т нефти, в том числе
из России лишь 7,2 млн т, что составляет 1,4% от всего объема. По итогам 2005 г.
экспорт российской нефти в США превысит, как ожидается, 20 млн т, а в ближайшие
годы может достигнуть 50 млн т.
Снизить стоимость доставки нефти из России в США можно при реализации проекта
строительства нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск. Американские компании
в состоянии участвовать в освоении гигантского Штокмановского месторождения в
Баренцевом море (объем его разведанных запасов оценивается более чем в 3 трлн.
м3) и в строительстве заводов СПГ для последующей его транспортировки в США. По
оценкам департамента энергетики США, рост импорта СПГ до 2025 г. составит около
13% в год, и потребность в нем достигнет 180 млрд м3.
Россия и ЕС: зависимость обоюдная
Западноевропейский регион является крупнейшим рынком сбыта российских
энергетических ресурсов и останется им в ближайшем будущем. В ЕС поступает
53% российского экспорта нефти и 62% — природного газа, что составляет
соответственно 16% и 20% от объемов ресурсов, потребляемых членами ЕС. По
прогнозам, представленным в Энергетической стратегии России, российский
экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 г.
соответственно 150—160 млн т и 160—165 млрд м3.
Задачами энергетической дипломатии в отношениях с Западной Европой являются
развитие сотрудничества в энергетической сфере на взаимовыгодных условиях,
содействие в привлечении инвестиций в российский ТЭК и в формировании системы
коллективной энергетической безопасности по линии Россия — ЕС.
Крупномасштабные проекты, реализация которых улучшит энергоснабжение Западной
Европы, было бы целесообразно включить в число приоритетных в рамках
энергодиалога Россия — ЕС. Примером может служить начавшаяся реализация проекта Северо-Европейского газопровода, напрямую связывающего Россию с Германией,
Великобританией, Финляндией и Швецией. Аналогичная программа могла бы включить
в себя строительство нефтепроводов: «Северные ворота», Балтийской
трубопроводной системы, Самара — Гданьск и др., а также газопровод Ямал —
Польша — Германия.
Стремление Евросоюза начать энергетический диалог со странами СНГ для
формирования газотранспортных коридоров в обход России можно нейтрализовать,
включив в повестку дня энергодиалога Россия — ЕС создание единого рынка газа и
системы транспортировки в странах СНГ.. Европейцы считают, что Россия
практически полностью зависит от экспорта сырья в ЕС. Ответом на стратегию ЕС по
диверсификации источников импортного газа может стать российская стратегия
последовательного увеличения экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион и
США.
Время "ОГЕК" пока не пришло
Являясь, с одной стороны, крупнейшим производителем и экспортером нефти, а с
другой — членом «Большой восьмерки», Россия должна занимать взвешенную позицию
по отношению к ОПЕК. Она присутствует в качестве наблюдателя на ее заседаниях.
Это позволяет использовать благоприятную ситуацию на нефтяном рынке, где
установились чрезвычайно высокие цены на нефть, для увеличения поступлений в
бюджет и поддержки экономики страны. С другой стороны, являясь промышленно
развитой страной, Россия не заинтересована в высоких ценах на нефть и в будущем
при существенном росте ВВП сможет позволить себе предпринимать действия,
направленные на стабилизацию цен.
Регулярные контакты стран-производителей газа проводятся в настоящее время в
виде ежегодных форумов стран-экспортеров газа (ФСЭГ) на уровне министров
энергетики. Примерно половина стран — члены ОПЕК, которая со временем может
стать и газовым картелем, если этого не сделает ФСЭГ.
Деятельность ФСЭГ носит неформальный характер, однако по мере формирования
мирового рынка природного газа и в особенности рынка СПГ для более действенной
защиты своих интересов страны-производители могут преобразовать ФСЭГ в
картельную организацию стран-экспортеров газа с возможным названием ОГЕК
(Organization of Gas Exporting Countries). Хотя, по оценкам МЭА, в ближайшем
будущем это маловероятно, т.к. глобальный рынок голубого топлива еще не
сформировался.
Прорыв в АТР
Как прогнозирует МЭА, энергетические рынки в Азиатско-Тихоокеанском регионе
будут развиваться более быстрыми темпами, чем в других регионах мира, в том
числе в Европе. Большое значение для Энергетической стратегии России имеет
освоение рынков газа, нефти и электроэнергии в странах АТР, а также формирование
необходимой для этого транспортной инфраструктуры. Россия также заинтересована
в экспорте в АТР оборудования, услуг и квалифицированной рабочей силы.
Освоение богатых углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока
поможет преодолеть социально-экономическую отсталость восточных субъектов РФ,
решить проблему их энергоснабжения, оздоровить демографическую ситуацию.
Экспортный прорыв в АТР, выгодный сам по себе, будет служить дополнительным
мощным рычагом для укрепления позиций «Газпрома» в Европе.
Китай является второй страной в мире по объему потребления нефти: в 2004 г. —
308,6 млн т. Импорт составил 168,4 млн т, в том числе из России (по железной
дороге) — 8 млн т. В 2005-м поставки дойдут до 10 млн т, в 2006-м — до 15 млн т.
Добыча природного газа в стране за 1994—2004 гг. выросла в 2,5 раза (с 16,6 до
40,8 млрд м3 ) и составляет в настоящее время 1,5% от общемировой, а его
потребление в 2004 г. — 39 млрд м 3. Рост потребления газа в Китае
прогнозируется на уровне 7,8% в год, и к 2025-му, возможно, достигнет 180 млрд
м3.Энергетический фактор играет важную роль и в отношениях с Японией, которая
рассматривает поставки из России как диверсификацию внешних источников
энергоносителей.
В связи с формированием системы энергетической безопасности в АТЭС России важно
определить свои экономические и политические интересы в этом стратегически
важном регионе, а также место в этой системе.
Удобное географическое положение, уникальные ресурсы, опыт сооружения
магистральных газопроводов позволяют России успешно развивать сотрудничество
как с традиционными партнерами в Европе, так и с бурно развивающимися странами
Азиатско-Тихоокеанского региона, а в перспективе выйти и на рынки Северной и
Южной Америки. Лидирующие позиции России на мировом рынке нефти и сетевого газа
способствуют решению проблем глобальной энергетической безопасности.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|