 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
2B or B2B?
|
|
|
Электронная торговля – на сложном путик гармонии спроса и предложения. Электронные торговые площадки позволяют собрать огромное число подрядчиков,
производителей, заказчиков. Провести сделку здесь проще и дешевле, чем где-либо. И тем не менее далеко не все топливно-энергетические компании,
чьи закупки фактически формируют сервисные рынки, готовы перейти на прозрачную и рациональную on-line-систему.
|
|
|
Александр БОЙКО, председатель совета директоров Центра развития экономики
|
|
|
Сегодня в России в рамках Единой торговой системы (ЕТС) действуют несколько
электронных торговых площадок, две из которых обслуживают ТЭК: речь идет о
B2B-Energo, специализирующейся на оборудовании и услугах для электроэнергетики,
и B2B-NPK, ориентированной не только на крупные нефтяные и газовые компании,
но и на нефтетрейдеров и нефтесервисные компании. Кроме того, в ЕТС входят
международные системы. Эти системы образуют межнациональный рынок, что позволяет
компаниям, традиционно работавшим лишь на внутренних рынках, расширить границы
их деятельности. Так, уже созданы и начали работ у B2B-SNG и B2B-UKR. В едином
информационно-торговом пространстве сегодня объединено более 5 тыс.
предприятий из 25 стран мира и ежемесячно регистрируется более 200 новых. С
языковыми трудностями призваны справляться так называемые буферные компании,
например, германская B2B-Energo.de. Они оказывают услуги иностранным
предприятиям, не имеющим российских представительств и русскоязычных
сотрудников. Специалисты буферных компаний работают в ЕТС от имени иностранных:
участвуют в торговых процедурах российских покупателей или продавцов, продают
свою продукцию или закупают российскую.
Особого внимания заслуживает портал B2G-goszakupki. Пока там всего около 200
участников, но и торговля на этой площадке запущена лишь с 1 января этого года,
после вступления в силу закона «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Объем рынка, на который претендует B2G, — 1 трлн. руб.ежегодно.
Создание Единой торговой системы, по существу, является прорывом в области
электронных торгов. Само понятие В2В (Business to Business) наполнилось новым
содержанием. На родине Интернета, в США, да и во всех других странах под этой аббревиатурой подразумеваются поисковые системы, позволяющие находить
производителя или потребителя той или иной продукции. Единая торговая система
создана путем объединения самостоятельных информационно-аналитических и торгово-операционных
систем (ИАТОС), построенных на единых стандартах и программных комплексах. На
этой основе создан и продолжает активно развиваться единый рынок, в котором
каждый участник работает самостоятельно, без посредников, торги идут в режиме
реального времени, а операторы систем только обеспечивают их бесперебойное
функционирование. Теперь отпала необходимость в локальных торговых системах,
над которыми трудятся, например, в Росатоме и «Газпроме».
Зачем тратить миллионы долларов и годы на создание локальных систем при
неочевидном результате, когда сегодня, заплатив копейки, можно подключиться к
успешно функционирующей единой системе через профильные входы: энергетики через
B2B-Energo, нефтяники и газовики — через B2B-NPK.
Ошибочно полагать, что размещение заказов на поставку товаров и услуг на
конкурсной основе — это панацея от неэффективных трат собственных средств
компаний. Важно качественно провести эту процедуру, а эффективным
инструментом, предназначенным для этой цели, и является Единая торговая
система. К примеру, как утверждает журнал Forbes (январь 2006 г.), «Газпром»
закупает трубу, произведенную на Харцызском заводе у ООО «Торговый дом
«Трубная продукция», который стал победителем конкурса на эту поставку (240
тыс. т), но вот странность, «Газпром» получает эту трубу по цене, на 35%
превышающей заводскую. Вряд ли руководство концерна знает о такой разнице между
ценой производителя и закупочной ценой, а проведи «Газпром» конкурс в ЕТС,
такого казуса не произошло бы.
Но это касается не только закупок простой, однозначно описываемой продукции.
Так, B2B-NPK сначала была ориентирована на нефтетрейдеров и ВИНК и в основном
предназначалась для торговли продуктами переработки нефти и газа. Но в ходе
работы системы выяснилось, что у нефтесервисников те же проблемы, что и у
энергосервисных предприятий, которые успешно решались с помощью площадки
B2B-Energo, а именно: моральное и физическое истощение производства,
воспроизводство минерально-сырьевой базы, лицензирование продукции и устаревший
парк нефтеперерабатывающих мощностей.
Оценить макроэкономический эффект от распространения электронной торговли в
сфере оборудования и услуг для ТЭК пока непросто. Но, как показывает мировой
опыт, ЭТП позволяют потребителю снизить закупочную цену на 5—30%. Поставщик же
выигрывает за счет снижения затрат на проведение транзакций (до 80%) и
увеличения оборота (до 300%).
Несмотря на все удобство, современные электронные технологии торговли не
слишком форсировано продвигаются, что называется, «в массы». Многим компаниям
трудно отказаться от традиционной схемы «встреча — личное знакомство — сделка —
сопутствующие процедуры». Этот тихий саботаж прогресса держится на нескольких
мифах.
Миф 1: Интернетом в России пользуется меньшинство
Этот тезис актуален для начала 90-х. Любая компания, рассчитывающая вести
успешный бизнес, должна иметь выход в Интернет.
И все же низкий уровень пользования современными средствами коммуникации — одно
из главных препятствий для распространения электронной торговли. Большое число
руководителей компаний принадлежат к «старой» формации. И у многих из них
компьютер на столе — это только антураж. Кроме того, редко наши менеджеры
среднего звена ищут себе дополнительную работу. И переход на новые формы
заключения сделок, как правило, это волевое решение владельца компании,
желающего снизить собственные издержки.
Если руководитель понимает, что такое электронная торговля, он готов принять и
саму систему. Если нет, приоритет остается на стороне личного общения с
партнером. Поэтому руководители старой формации боятся потерять своих
снабженцев, у которых вся работа строится на личных связях.
Миф 2: электронная торговля небезопасна
Считается, что оператор системы обладает некоторой инсайдерской информацией о
компаниях, участвующих в торгах. Однако на самом деле всю информацию, доступную оператору, может узнать любой зарегистрированный пользователь,
мало-мальски разбирающийся в навигации системы. То есть «приторговывать
инсайдом» оператору просто бессмысленно. Что касается утечки информации, то
оператор отвечает за предотвращение доступа к серверам посторонних, а сам
программный комплекс торговой системы, поставленный разработчиком оператору,
устроен так, что информация, поступающая в электронные сейфы, недоступна
оператору до ее официального открытия. И если оператор попытается вскрыть сейф,
то такая попытка будет выявлена поставщиком программного обеспечения, после
чего с таким оператором расторгнут лицензионный договор.
Самые недоверчивые участники торгов могут шифровать информацию средствами
криптозащиты. На сегодняшний день существует и действует закон об электронной
цифровой подписи (ЭЦП). И все желающие пользоваться средствами
криптографической защиты информации могут это делать. Другое дело, что
следовало бы ускорить принятие остальных полезных нормативных актов: об
электронной подписи и электронном документе. Однако работать можно, как
показывает практика, и без этих законов. Ведь оператор ЭТП сам четко разделяет
функции и создает механизмы контроля. Например, в системе B2B-NPK создан
третейский суд, с помощью которого стороны, нарушившие обязательства, выясняют
отношения. Важная функциональная особенность системы — возможность продажи не
только продукции, но и сложных услуг.
Миф 3: электронная площадка работает в первую очередь на покупателя
Главный принцип успешной конкуренции: чтобы хорошо продать, сначала нужно хорошо
купить. Все участники системы как продают в ней, так и покупают. Используя
систему для закупок, производители оборудования минимизируют себестоимость
собственной продукции и соответственно повышают ее конкурентоспособность. Кроме
того, не только покупатель имеет возможность выбирать, но и поставщик может
предложить свою продукцию наиболее широкому кругу потребителей.
Миф 4: российские производители не готовы конкурировать с иностранными
В Единой торговой системе очень широко представлена импортная продукция. Анализ
результатов более чем 20 тыс.торгов показал, что предложение импортной продукции
присутствует примерно в каждом пятом лоте, но все чаще победу одерживает
отечественный производитель.
И он сказал: «Попробуем»…
И все же почему не все компании готовы подключиться к электронным торгам? Прежде
всего из-за непонимания руководителей и, конечно, из-за коррупции. Интересы
руководителей компании порой не совпадают с интересами акционеров. Ведь
владелец и руководитель — это не всегда одно и то же. Причем в идеальном случае
директор имеет пакет акций, пока он — директор. Но получается, что он
мотивирован к экономии на издержках, а воруют совсем на другом, более низком
уровне. И директор не знает, что происходит в компании на самом деле.
И, наверное, самое главное — если закупки контролирует не сам хозяин бизнеса, то
они не будут эффективными. Ведь если интересы того, кто проводит закупки, не
совпадают с интересами владельца компании, то для него сэкономленный на торгах
рубль — это незаработанный рубль.
Так, в РАО «ЕЭС России» хозяин — государство, и решение о проведении закупок в
системе B2B-Energo принималось на уровне правления и утверждалось советом
директоров холдинга. Анатолий Чубайс сказал: «Давайте попробуем», и дело пошло.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|